января 20 2024 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама
Билеты на балет. В новогодние праздники «Щелкунчика» показали более десяти раз
Невозможно представить себе новогоднюю кампанию Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки без самой волшебной и сказочной зимней постановки.
В какие-то дни показы шли днем и вечером, когда-то только вечером. Четыре балерины в роли Мари, еще больше прекрасных принцев Щелкунчиков — и всё на радость зрителям! Билеты на балет «Щелкунчик» разлетелись на самом старте продаж еще в ноябре. Даже притом что составы до последнего не были известны. Зрители верят театру, так обожают наших танцовщиков, что готовы рукоплескать всем ведущим составам!
С самых первых показов в 1892 году популярность неизменно сопровождает все постановки балета «Щелкунчик». С момента премьеры балет прожил в репертуаре Мариинского театра 30 лет, неоднократно ставился и потом в различных хореографических решениях. Театральные коллективы всего мира подхватили эстафету Петербурга и включили «Щелкунчика» в свой репертуар. На сцене Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки балет впервые поставлен в 1967 году. С тех пор состоялось еще три постановки в разной хореографии. Ныне существующее решение в репертуаре театра с 2013 года. Постановка и новая хореографическая редакция принадлежит народному артисту РФ Юрию Клевцову, спектакль прекрасно вписался в репертуар нашего театра. Этот спектакль неоднократно вывозился на гастроли, он исполнен нашими артистами около ста раз на лучших сценах Франции, Швейцарии, Бельгии и других стран.
Исполнительница ведущих партий челябинской балетной труппы, лауреат международных конкурсов Виктория Дедюлькина впервые вышла в партии Мари в 2017 году. С тех пор эта роль одна из самых любимых. В нынешнем сезоне Виктория станцевала Мари уже четыре раза.
— Скажите, Виктория, не сложно в таком напряженном новогоднем графике работать, вживаться в образ?
— Мне кажется, это не работа, это счастье! Новый год такое волшебное время, когда хочется танцевать и дарить людям тепло и надежду, укреплять их веру в чудо. Мне всегда нравится танцевать Мари, особенно в декабре, накануне праздника. Я знаю, что даже если перед спектаклем нет никакого праздничного настроения, нет волшебства и восторга, то «Щелкунчик» может одарить всем этим и зрителей, и нас, танцовщиков. Я надеваю костюм, примериваю на себя маску сценического образа, и происходит какая-то магия. Только этот балет добавляет праздничного ощущения и позволяет состояться празднику и в реальной жизни.
— Чем еще отличается ваша Мари? Какая она?
— О, Мари восхитительная девочка. Она задорная и веселая. Может порезвиться с мальчишками, покататься на самокатах. Наверное, у каждого в душе живет ребенок. И вот тут можно это показать, поиграть по-настоящему. А как приятно дарить ощущения радости детям. К нам приходит очень много ребят, особенно девочек. И им так важно увидеть настоящую фею, ощутить магию. Второй акт как раз про это. Мари выходит в безумно красивом наряде, блестки переливаются, и зрители в восхищении задерживают дыхание.
— В этом сезоне у вас разные партнеры, разные принцы Щелкунчики. Сложно перестраиваться на другого партнера?
— Вы знаете, это даже интересно. Такие разные по стилю работы и по энергетике партнеры, что и Мари получается каждый раз немного иная. Это очень полезно для артиста. Можно найти какие-то новые грани в уже давно известном образе, поискать в себе какие-то новые краски для роли.
Стоит отметить, что название сказки Гофмана и балета Чайковского — «Щелкунчик» закрепилось как раз благодаря творению великого композитора. До этого момента существовали разные варианты перевода названия этой истории. Некоторые из вариантов были довольно забавны: «Кукла господин Щелкушка», «Сказка о Щелкуне», «Человечек-щелкушка и мышиный королек», «Грызун орехов и царек мышей».
Новогодняя, невероятно сказочная атмосфера на сцене создана благодаря шикарным работам над декорациями и костюмами прекрасного художника, действительного члена Российской академии художеств Дмитрия Чербаджи.
Состоялся своеобразный рекорд и у дирижеров симфонического оркестра театра оперы и балета им. М.И. Глинки. Например, Василий Черничка продирижировал «Щелкунчиком» пять раз подряд за первые четыре январских дня.
— Скажите, Василий, с чем для вас связана музыка Чайковского?
— С папиным кабинетом! Я сам из семьи музыкантов. В папин кабинет я приходил специально, чтобы посидеть в наушниках и послушать все симфонии Чайковского, сюиты в разных исполнениях, сравнить. У папы довольно большая коллекция пластинок, ставшая моей фонотекой детства. Чайковский, конечно, был и остается одним из моих самых любимых композиторов.
— Изменилась ли оркестровка «Щелкунчика» с 1892 года?
— К счастью, написанная Чайковским партитура не претерпела изменений. Разве что за малым исключением. Например, композитор рекомендовал в сцене детских игр использовать специальные «детские» инструменты. Такие как свистульки, тарелки, перепелки и пр. В наше время эти инструменты не используются.
— Как же создается эта магия волшебства в музыке?
— Во втором акте Чайковский придумал использовать инструмент под названием челеста, изобретенный незадолго до написания музыки к балету. Это такой ударный музыкальный инструмент, клавишный металлофон, который выглядел как небольшое пианино. Как раз в его звучании заключена та самая магия, появление волшебства. Помните тот самый момент — танец феи Драже, как будто звучат колокольчики. На самом деле это челеста. Но в наши дни этот инструмент не используется, звучит синтезатор.
Так с очаровательной музыкой Чайковского в нашу жизнь приходит волшебный праздник — Новый год. Вокруг кружатся феи и эльфы, а добрый маг всегда поможет победить злого мышиного короля. Нужно надеяться на чудо и ждать следующего года, чтобы вновь окунуться в невероятную атмосферу новогодних чудес.
Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/154532/