Версия для слабовидящих

Сложная партия. Личная история японской примы челябинского балета

февраля 19 2023 / Ирина Дурманова. Фото: Людмила Ковалева / Южноуральская панорама

Расстояние между двумя городами, столицей Японии и столицей Южного Урала, 6110 километров. Далеко, и разница между ними огромная. Города совсем не похожи друг на друга, и тесных международных связей между ними нет.

Но для челябинской балерины Лири Вакабаяси это два самых важных места на земле. В Токио живет семья: мама, папа и брат. В Челябинске она танцует главные партии в классических балетах, о которых мечтала с детства. Она одинаково ценит и любит и своих соотечественников, которых покинула десять лет назад ради балета, и южноуральцев, которые приходят на ее спектакли. В Челябинске Лири живет уже четвертый год. К огромному счастью балерины, она много работает. Ей рукоплещут поклонники. Ее здесь любят за талант, мастерство, искренность и преданность балету.

«ЮП» уже рассказывала историю Лири, которая в 15 лет вынуждена была уехать из Японии, чтобы стать профессиональной балериной. Другого варианта не было, потому что на ее родине, увы, нет школы балета и нет профессиональных театров. Но случаются гастроли, и мама с самого раннего возраста водила дочку на спектакли, в том числе на русский балет. И однажды девочка поняла, что другого пути, кроме профессионального балета, она для себя не видит. Родители приняли ее выбор и отпустили Лири в Европу.

Чего им это стоило, можно было только догадываться. Но у нас появился шанс спросить об этом у ее мамы. Риса Вакабаяси недавно приезжала в Челябинск, чтобы увидеться с дочкой, порадоваться ее успехам и посмотреть, как меняется город, который теперь и для нее имеет большое значение.

Здравствуйте, хорошо, красиво

Между мамой и дочкой почти тридцать лет разницы. Но, если увидеть их вместе, можно предположить, что они сестры. Риса молодая и красивая, как Лири. Она веселая, приветливая, обладает прекрасным чувством юмора. В общении уже минут через десять забываешь, что собеседница прибыла сюда из Страны восходящего солнца. С ней легко и приятно общаться, даже без знания языка. Риса выучила только несколько слов на русском, самые востребованные из них «здравствуйте», «все очень хорошо» и «красиво». А в остальном она, как истинная японка, использует технический прогресс, лихо вводя в переводчик на телефоне непонятные иероглифы. Сегодня язык в общении не помеха, если разговор идет на приятные темы.

Десять лет разлуки, но это лишь расстояние. Тонкая и крепкая ниточка соединяет Челябинск и Токио. Они всегда на связи, они в курсе всех событий. А еще случаются редкие встречи. Летом Лири летала в Японию. Зимой мама посетила Челябинск. Первый раз за три года. Мешала пандемия. Пришлось компенсировать долгое отсутствие и обеспечить насыщенную культурную программу. Риса посмотрела четыре спектакля с участием Лири, сходила в филармонию на потрясающий концерт с участием симфонического оркестра и камерного хора, исполнивших произведения Моцарта. Посетила органный зал.

Верила в мечту

«Я была впечатлена ростом дочери. И меня впечатлил каждый в балетной труппе. Восхищаюсь коллективом. Когда я пришла в этот театр, я подумала, что он хороший и красивый. Нравится даже больше, чем в Екатеринбурге. Я видела Большой театр, но челябинский тоже красивый, он удивил меня. Я увидела красоту здания в русском стиле, сделала много фотографий», — механический переводчик в телефоне передал первые впечатления Рисы.

Но мы вернулись к истории Лири и их расставанию из-за балета десять лет назад.

— Она сказала, что хочет стать балериной, когда ей было 8 лет. И она мечтала танцевать в Европе, — сказала мама балерины. — Учитель сообщил, что я должна отправить ребенка за границу, когда ей исполнится 15 лет. Сомнения были, и решение далось трудно. Я верила только в мечты моей дочери. Но, когда она действительно поехала в Европу, я плакала каждый день. Я не спала и ждала, когда она свяжется со мной.

Риса рассказала, как волновалась, когда дочь впервые вышла на сцену. Радовалась, когда она присылала фотографии спектаклей и газетные статьи. Поняла, что все хорошо, и успокоилась. И она знает, что в тот сложный момент она поступила правильно. Этот нелегкий выбор обернулся большим счастьем для дочери. И это главное.

Много добра и искусства

— Что привезли дочери из Японии?

— Полный чемодан японской еды: рис (здесь такого нет), рыбу, соусы.

— В Челябинске есть рестораны японской кухни, познакомились?

— Нет. Желания не было. Наоборот, хотелось больше узнать о русской кухне. Сами делали шашлык на природе, когда ездили в термы «Баден-Баден». Пробовали хинкали, борщ, пирожки.

Очень вкусно.

Гостье из Японии понравилось, что в Челябинске много театров. Удивило, что никто не говорит по-английски. Зато люди доброжелательные, очень любят искусство, и в театрах всегда полные залы. Риса часто гуляла одна по городу. Однажды в магазине хотела купить газированную воду, но не понимала, как это определить. К ней подошел мужчина и спросил: «Что вы хотите?» Риса жестами изобразила пузырьки. Из магазина она вышла с той водой, которая ей была нужна. Один раз заблудилась, помогало слово «театр», которое она хорошо запомнила.

А еще японская гостья отметила, что в Челябинске появилось много новых и очень красивых трамваев. Это бросилось в глаза после трехлетнего перерыва. Восхитили ее водороботы, потому что очень разумно не выбрасывать пустые бутылки, а наполнять их чистой водой в автомате. В Японии таких нет.

Еще приеду

Расставания тем хороши, что за ними снова приходят встречи. Риса надеется, что никакая пандемия ей больше не помешает. Она еще не видела дочь в «Сказках Гофмана». Там у Лири сложная партия, и ей интересно посмотреть, как она с ней справилась.

— Это очень хорошо, я передам людям, чтобы учили английский.

— Нет, — засмеялась Риса. — Лучше я буду учить русский.

Потом снова обратилась к переводчику, и механический голос передал ее просьбу:

— Есть три вещи, которые я хочу, чтобы вы написали. Хочу поблагодарить главного балетмейстера театра Екатеринбурга Вячеслава Самодурова, благодаря которому Лири смогла танцевать балет в России. И я благодарна челябинскому театру и главному балетмейстеру Юрию Клевцову, который дал возможность танцевать главные партии. Хочется поблагодарить за прекрасные уроки педагога Татьяну Предеину, артистов балета и сотрудников театра, которые много чему научили дочь и подарили ей любовь.

И еще на словах Риса поблагодарила Алексея и Ирину Текслер за огромную поддержку артистов балета. Она считает, что в Челябинской области очень хороший губернатор, который ценит искусство. Она бережно хранит фотографии, на которых супруги Текслер стоят рядом с Лири. Эти снимки — предмет гордости для всей семьи из далекой Японии.


Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/147409/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!