Версия для слабовидящих

Третий не лишний

января 28 2011 / Виктория ОЛИФЕРЧУК / Вечерний Челябинск

Официально признанный лучший танцовщик мира Владимир Васильев после долгого перерыва вновь приехал в Челябинск. С нашим городом маэстро связывает не так уж мало — балеты «Анюта» и «Золушка» вошли в репертуар Челябинского театра оперы и балета с легкой руки Васильева. ...

Официально признанный лучший танцовщик мира Владимир Васильев после долгого перерыва вновь приехал в Челябинск. С нашим городом маэстро связывает не так уж мало — балеты «Анюта» и «Золушка» вошли в репертуар Челябинского театра оперы и балета с легкой руки Васильева. Говорят, «бог троицу любит». Будет ли третья постановка на южноуральской сцене и какой запомнилась хореографу местная прима Татьяна Предеина? Об этом Васильев рассказал на пресс-конференции.

Просто «Катя»

Владимир Викторович был приглашен в качестве почетного гостя на фестиваль «Татьяна Предеина приглашает». Однако незадолго до визита городские СМИ облетело известие, что на Южном Урале собираются возобновлять фестиваль имени Екатерины Максимовой. Так что начало разговора было предопределено.

— Катюша очень дорожила этим фестивалем, — признался Владимир Викторович.
— И я должен сказать городу вашему огромное спасибо, ведь, несмотря на ее уход, вы решили продолжить этот фестиваль. Я с удовольствием подхвачу эстафету. Хотел бы предложить новое название, мне кажется, что фестиваль должен называться очень просто — «Катя», а в скобках уже расшифровка «фестиваль посвящается Екатерине Максимовой». Наша с вами задача сделать так, чтобы этот фестиваль не просто повторялся из года в год. Первый фестиваль — это всегда открытие: «Ах, как хорошо!», а затем он входит в какие-то рамки и становится, к сожалению, обыденным явлением. Одни и те же люди приезжают из фестиваля в фестиваль, и все течет по заданному плану. Мне очень бы хотелось, чтобы каждый раз появлялась если не новая глава, то хотя бы новая страница. И чтобы к этому фестивалю каждый раз была пусть короткая, но премьера, было открытие, и не обязательно по части хореографии.

По мнению Васильева, рамки узконаправленного мероприятия необходимо расширять, фестиваль должен перерасти в форум искусств, где будут собираться не только представители балетной школы. Вокалисты, художники, музыканты, кинематографисты — все, кому есть что сказать и показать на фестивале.

Однако насколько громадье планов маэстро можно реализовать на периферии с извечной проблемой нехватки денежных ресурсов?

— Я так понимаю, что речь идет о классическом искусстве. Сказать, что нет денег на попсу, нельзя. Посмотрите, как активно гастролируют подобные исполнители — едут на нефтяные разработки, где, кстати, платят больше, чем в Москве. Значит, деньги есть. Вопрос в том, на что они тратятся. В нашей стране олигархов полно, уйма неучтенных денег, которые можно использовать на такие дела, которые оставят долгую память об этих людях. Но нет, предпочитают тратить на сиюминутные потребности, которые трудно назвать духовными.

Но пока, увы, именно денежный вопрос остается камнем преткновения. Правда, Минкульт обещал включить мероприятие в федеральную программу и даже обозначил сроки — 2012 год. Дирекция челябинского театра согласна поддержать васильевскую инициативу, (правда, с оговоркой «человеческими ресурсами»). В качестве компенсации руководитель челябинского балета сделал «ход конем» и предложил открыть будущий, VI фестиваль имени Максимовой новой постановкой самого Васильева.

— Нужно посмотреть труппу, — смутился гость. — В принципе это возможно, но точно будет известно только после спектакля.

Балерина в очках

— Как вы можете охарактеризовать челябинскую звезду — Татьяну Предеину? — перешли коллеги к непосредственной причине визита.

— Я очень ценю таких людей, как Таня, — без обиняков откликается Васильев. — Объясню почему. Я ее увидел первый раз, когда организовался Кремлевский балет, и первый спектакль был «Золушка». В спектакле Таня танцевала одну из фей. Она была толстенькая, многого не умела, глаза не были видны за толстенными стеклами, поскольку видела плохо. Я смотрел на нее и думал: «Господи, бедная, как же ей сложно. Как же она будет танцевать? Это невозможно». Словом, сказать, что она меня поразила, не могу. Ничего подобного не было. Откровение пришло потом, когда прошло несколько лет, Предеина ушла, и, наверное, правильно сделала, что ушла из Кремлевского балета, и уже спустя какое-то время приехала в Москву. Для меня ценно, когда человек, ступенька за ступенькой, совершенствует и совершенствует себя. И Таня — яркий пример того, как из обычной девочки, имеющей такие физические недостатки, выросла настоящая балерина. Правда, Алисия Алонсо тоже почти ничего не видела, но, когда ей сделали операцию, она стала хуже танцевать, — пошутил напоследок танцовщик.
_____________________________________________
Говорят, глаза — зеркало души. Вы знаете, как это ни странно, у Екатерины Максимовой были пестрые глаза, и это отмечали многие, она сама была такая пестрая, но она настоящая.
_____________________________________________

— В прошлом году в честь своего юбилея вы опять вышли на сцену в качестве танцовщика, может, рискнете и на челябинской сцене?

— Такие вещи нельзя часто повторять, — смеется Владимир Викторович. — Хотя… я подумаю, может быть, этот номер мы сделаем на Катином фестивале.

Узнал свою «Анюту»

Отдельно удалось пообщаться с маэстро уже после вечернего спектакля.
_____________________________________________
Сказать, что Татьяна Предеина меня поразила, не могу. Ничего подобного не было. Откровение пришло потом.
_____________________________________________

— Садитесь, иначе я встану и буду стоять! — настоял маэстро.

Приятно иметь дело с настоящим мужчиной, который к тому же держит свое слово.

— Вы узнали свою «Анюту»? — Этот балет Васильев поставил в Челябинске еще в 1987-м, во время представления краем глаза наблюдала, как он внимательно следит за тем, что происходит на сцене, делает бесчисленные пометочки.

— Узнал, — вздохнул постановщик. — Понимаете, каждый спектакль, который долго живет на сцене, всегда нуждается в дополнении. А этот спектакль создан очень давно. Гораздо насыщеннее должна быть партитура красок, партитура движений, партитура нюансов. Если все остается на том же уровне, нет развития, изменений — это неправильно.

— Но ведь вы не можете постоянно контролировать все свои работы. Постановщик создает спектакль, а дальше его творение живет своей жизнью.

— Конечно. Но, когда у меня случаются контракты за границей, я в них обозначаю одно из условий, что обязательно раз в три года театр должен вызвать хореографа, чтобы оценить, в каком состоянии находится спектакль. И если потребуется, иметь возможность подкорректировать.

— Возвращаясь к дневному разговору. Вы определились, будете ли ставить в Челябинске еще одну работу?

— Какую — скажу потом, но в принципе, конечно, надо. Действительно, бог троицу любит, надо сделать еще что-нибудь.


Постоянная ссылка на материал:
http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=33918

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!