Версия для слабовидящих

Челябинская прима-балерина умеет жарить хлеб на утюге и стрелять по лопатам

июня 2 2013 / Алла Ципордей / Онлайн издание "Хорошие новости"

Поклонники восхищаются ее грациозностью и боготворят ее красоту. Даже в жизни Татьяна Предеина производит впечатление сказочной героини. В «Золушке» – она непременно Золушка, в «Белоснежке и семи гномах» – Белоснежка, в «Анюте» – конечно, Анюта. Быть в главной роли – ...

Поклонники восхищаются ее грациозностью и боготворят ее красоту. Даже в жизни Татьяна Предеина производит впечатление сказочной героини. В «Золушке» – она непременно Золушка, в «Белоснежке и семи гномах» – Белоснежка, в «Анюте» – конечно, Анюта. Быть в главной роли – ее жизнь.

Народная артистка России, лауреат всевозможных премий, обладательница медали Святой равноапостольной княгини Ольги «За веру и верность» Татьяна Предеина рассказала «Хорошим новостям», почему хлеб вкуснее, если его жарить на утюге, сколько пар пуант уходит на один спектакль и зачем балерина хранит дома «раненую» лопату.

- В 10 лет Вы оказались в Перми далеко от дома в балетном училище, как вам жилось там?

- Когда были маленькие, жили по 3-4 человека в комнате, когда подросли, вдвоем с подругой Натальей Тауфик из Москвы. Было много разных историй. За нами следили педагоги, даже ночной воспитатель был, который ходил, выключал свет и объявлял отбой. С утра всех будили, и отправляли, на уроки, этаж закрывался. Когда мы стали старше, начали хитрить. Если занятия не с первого урока начинались, вставать раньше не хотели, хотя нужно было вместе со всеми подняться, заправить постель, все прибрать, подушку поставить треугольником. Мы залазили под заправленное покрывало и лежали ровно, чтобы нас не заметили. Проверяющие заглядывали и видели легкую небрежность. Если воспитатель не проверяла подозрительную постель методом щупа, то не замечала.

- Ловили вас на таких хитростях?

- Конечно, постоянно! Самое сложное ведь было выбраться к назначенному часу, чтобы попасть на занятия. Обычно ждали, чтобы кто-то пришел, открыл этаж, тогда мы быстро успевали выскочить. Но были случаи, что приходилось выглядывать в окно и кричать через дорогу в сторону училища, чтобы тебя кто-то увидел и высвободил. Придумывали истории, что не заметили нас, закрыли. Если попадались, конечно, розгами нас никто не бил, но ругали.

- Какие еще запреты у вас были в училище?

- Нельзя было держать животных, а я их очень люблю. Вижу котенка, ну как его бросить? Хотя котята всегда почему-то оказывались лишайными, потом весь интернат страдал от лишая. Заводили рыбок, на них сильного запрета не было, наверное, потому что, они лишаем не могут болеть. Были у нас петушки бойцовской породы, мы им бои устраивали. Но у нас не было в комнате розетки! Чтобы подключить кислород и свет в аквариум, мы протянули удлинитель из соседней комнаты через форточку. Потом в аквариуме из-под рыбок мы завели мышей. Звали их Ромео и Джульетта. Он – противный белый лабораторный, а она – красивая, черненькая, глазки-бусинки. Так вот, он однажды сбежал и приходил, когда никто не видел, к своей невесте, учил ее выпрыгивать из аквариума. Но ей не удалось, да и его мы потом поймали, боялись, что если воспитатели узнают про грызунов, выгонят нас из интерната.

- Вы рассказывали, что никогда не ограничиваете себя в еде, какое у Вас было любимое лакомство?

- В училище это был хлеб, зажаренный на утюге. У нас продумывалась целая система приготовления: накрывали кусочек чистым листком бумаги, чтобы не прилип, сильно прижимали нагретым утюгом, получалось что-то вроде тоста или даже хлебца, кусочек становился тонким, было очень вкусно! Мы и яичницу на утюге жарили. Еще делали зефир в шоколаде. Покупали зефир, шоколад, помещали все это на батарею, шоколад таял и получался зефир в шоколаде, объедение!

- После пермского училища Вы начали работать в Свердловском театре, потом стали солисткой в Пермском балете, как Вы оказались в Московском театре «Кремлевский балет»?

- Я услышала, что открывается новый театр «Кремлевский балет», еще при Большом театре набиралась труппа Ю.Н. Григоровича. Я подала документы сразу в оба места. До сих пор храню телеграмму от Григоровича: «Вам оставлено место». Но я выбрала «Кремлевский балет», потому что там преподавала Екатерина Сергеевна Максимова.

- Вы всегда говорите, что балет это патология.

- Конечно патология, где вы видели человека, который ходит пятками вперед, все эти телодвижения – противоестественны для организма: высоко подымать ногу, выворотность разрабатывать. Каждый день приходится растягиваться в одну сторону, и каждый день все тело стягивается в другую. Потому что именно так: «Балет – это не таблица умножения, которую выучил один раз и на всю жизнь», в балете нужно постоянно над собой работать.

- А сколько у Вас пуантов уходит?

- Раньше работала в отечественных пуантах, их уходило на двухактный спектакль – две пары, на трехактный – три пары, а сколько изводилось их на репетициях! Сейчас работаю в американских балетных туфлях, я долго к ним привыкала, у них расход гораздо ниже. У меня вторая пара за сезон. Они почти вечные, какие-то пластмассовые, их можно даже стирать в машинке.

- Вы много гастролируете, бываете за границей, как публика встречает?

- Везде разная публика, у американцев, например, так принято, что в рождественские праздники каждая семья должна сходить на спектакль «Щелкунчик», так что в Америке этот спектакль идет влет. Очень сдержанная публика в Германии, недавно там были. У нас есть паузы в спектаклях, во время которых мы переводим дыхание, их пришлось сильно сократить, так как немцы не хлопали, мы боялись, что им не нравится выступление. Оказалось, нет, все долгие и бурные овации нас ждали после. В Испании, если людям сильно нравится выступление, то они начинают не хлопать, а топать, ногами отбивать ритм. Если тебе затопали – этот высший пилотаж.

- Бывали экстремальные ситуации во время гастролей, когда приходилось выкручиваться?

- У меня постоянно с багажом проблемы, там вся моя жизнь, от зубной щетки до балетных принадлежностей. У нас были двухмесячные гастроли по США, по прилету у меня потерялся багаж, нашли его только за неделю до возвращения в Россию. В экстремальной ситуации сильно помог импресарио приглашающей стороны. Меня сразу повезли в балетный магазин, чтобы я могла купить все необходимое для выступления. Пришлось покупать все, от зубной щетки, до одежды. Я хожу в линзах, а там ни очки, ни линзы нельзя было купить без рецепта. Пришлось идти к врачу, проходить обследование, чтобы мне выписали рецепт. После этого случая я все самое необходимое провожу в ручной клади.

- Что привозите из заграничных поездок?

- Я стараюсь из каждой страны привезти себе кошечку. Нравятся мне очень кошки, они гармоничные, грациозные. Мне разные люди дарили кошек, вот и набралась целая коллекция.

- Во время гастролей удается что-то посмотреть, отдохнуть?

- Профессия у нас конечно благодарная, но что-то посмотреть удается с трудом. В основном все спят в свободное время. Очень плотный график.

- А как Вы отдыхаете?

- У меня на подоконнике и на балконе сад. Все под рукой: помидоры, огурцы. Я даже инжир дома выращиваю. В том году манго у меня проросло, купила манго в магазине, прямо из холодильника достала, косточку посадила, не думала, что вырастит.

- На Вашем туалетном столике столько много одинаковых флаконов с английскими надписями, что это?

- Это разогревающий спрей, он обезболивает, греет. У меня был случай недавно в Ташкенте. Пришла парикмахер перед выступлением меня причесывать. Так как я ношу линзы, я всегда закрываю лицо руками, когда меня брызгают лаком. В тот раз парикмахер начала лить лак на волосы, а потом говорит: «Что у вас за лак такой странный?». Я открываю глаза, нос и понимаю, что парикмахер меня облила вот этим разогревающим спреем. Он с ментолом, и у меня потекли слезы, потом голова загорелась, как будто на нее раскаленные угли положили.

- У Вас множество поклонников, как они выражают Вам свою любовь?

- Интересно бывает, записочки пишут и в букеты вкладывают. Одно время мне на каждый спектакль кто-то дарил по стихотворению, наверное, это был всегда один человек. Есть одна поклонница, которую я никогда не видела, мы общаемся только через кассу, передаем друг другу письма. Это очень интересная женщина, она работает кондуктором. В первый раз она побывала на балете, когда ей было уже за 50. И настолько ее это поразило, что она стала поклонницей этого искусства. Одни поклонники стали моими друзьями, другие наоборот сначала были моими друзьями и стали поклонниками.

- Вы говорили, что у Вас два профессиональных праздника: День театра и День пограничника. С первым все понятно, откуда взялся второй?

- Я же «Отличник пограничной службы»! Меня наградили этим знаком на творческой встрече не погранзаставе в Троицке. Нас переодели в пограничную форму и устроили курс молодого бойца. На стрельбище выдали автомат Калашникова, и я заняла второе место, но когда взяла в руки пистолет Макарова, мне не нашлось равных. Стала первой, прострелив с 25 метров черенок лопаты. Ее мне подарили как трофей и наградили почетным знаком. Та «раненая» лопата до сих пор у меня дома стоит. Перед пограничниками пришлось выступать прямо на асфальте, декорациями к «Умирающему Лебедю» стала сама природа. Именно тогда я по-настоящему поняла, что чувствует птица, которая уже не может взлететь…

- Уже в пятый раз у нас проходит фестиваль Татьяны Предеиной, как он родился?

- Мой фестиваль родился благодаря Екатерине Максимовой. Был очередной фестиваль в честь Екатерины Сергеевны, тема фестиваля была – ученицы Максимовой в спеrтаклях Челябинского театра. И вот как-то так получилось, что у кого форс-мажор, у кого аврал, и я как ученица Максимовой заменяла всех тех, кто не смог приехать. Из этого родилась идея Фестиваля «Татьяна Предеина приглашает…» .

- Что уникального будет в этом году на фестивале?

- В этом году впервые за долгие годы приедет Пермский хореографический колледж. В последний раз школа была на гастролях в Челябинске в 95-96 годах. Я очень хотела, чтобы школа приехала, В Челябинске выступит примерно 40 детей разного возраста. Особенный будет спектакль «Анюта», я его готовила с Екатериной Максимовой. У меня до сих пор сохранилась тетрадочка с записями с занятий Екатерины Сергеевны. Я читаю и вспоминаю все, чему она меня учила. В партии Модеста Алексеевича выступит солист Большого театра, заслуженный артист России Геннадий Янин. Наша публика его очень любит. Следующий спектакль «Жизель» будет с участием народного артиста Дмитрия Гуданова – премьера Большого театра. Наша публика его знает, он уже в третий раз будет здесь выступать. Свою премьеру он танцевал на этой сцене. Дмитрий безумно красивый танцовщик, очень его люблю, мне с ним приятно работать. В партии Мирты будет Ольга Сизых, лауреат международных конкурсов, она работает в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Готовится грандиозный гала-концерт, приедут зезды российского балета: артисты Михайловского театра, Большого театра, Екатеринбурга и «Кремлевского балета». Фестиваль – это время, когда у многих танцоров сбываются мечты, как когда-то сбывались мои.

- Какие у Вас мечты сбылись?

- Я станцевала миниатюру «Элегия» на музыку С. Рахманинова, которую поставил Владимир Викторович Васильев. После прославленного дуэта мы с моим партнером А. Субботиным были первыми исполнителями этого номера. Всю жизнь мечтала станцевать Джульетту и Сильфиду. Джульетту я станцевала, спектакль у нас поставили. Спектакль «Сильфида» мне не удалось станцевать целиком, зато исполнила па-де-де в двух разных постановках: и постановке итальянца-балетмейстера Филиппо Тальони, и датчанина Августа Бурнонвиля.

- Какие мечты у Вас еще не сбылись?

- Моя мечта – возродить единственный в мире фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». В других городах есть балетные именные фестивали. Фестиваль Великой русской балерины Екатерины Максимовой мог бы стать брендом Челябинска.

Программа V фестиваля балета «Татьяна Предеина приглашает…»

2 июня / 18:00
ГАЛА-КОНЦЕРТ с участием
Учащихся Пермского хореографического колледжа
6 июня / 18:30
АНЮТА
Балет в 2—х действиях.
Дирижер – заслуженный деятель искусств России Сергей Ферулев

Анюта – народная артистка России Татьяна Предеина
Модест Алексеевич – заслуженный артист России Геннадий Янин (Москва)
Артынов – лаур.Межд.конк. Алексей Сафроно
Студент – Михаил Филатов

14 июня / 18:30
ЖИЗЕЛЬ
Балет в 2—х действиях.

Жизель – народная артистка России Татьяна Предеина
Мирта – лауреат Международных конкурсов Ольга Сизых (Москва)
Граф Альберт – народный артист России Дмитрий Гуданов (Москва)
Ганс, лесничий – заслуженный артист России Александр Цвариани

16 июня / 18:00

ГАЛА-КОНЦЕРТ с участием звезд российского балета

Дирижеры:
Вячеслав Губанов
Роман Калошин

Принимают участие:
народная артистка России Татьяна Предеина

ведущие солисты балета Михайловского театра:
Марат Шемиунов (Санкт-Петербург)
заслуженная артистка России Ирина Перрен (Санкт-Петербург)

ведущие солисты Екатеринбургского театра оперы и балета:
заслуженный артист России Алексей Насадович и заслуженная артистка России Маргарита Рудина (Екатеринбург)

заслуженный артист РФ Михаил Мартынюк (премьер театра ”Кремлевский балет”),
ведущая солистка театра ”Кремлевский балет” Киоке Саори (Япония)


Постоянная ссылка на материал:
http://hornews.ru/news/interview/chelyabinskaya_prima-balerina_umeet_jarit_hleb_na_utyuge_i_strel.html#

 
Information Partners:
URAL1 Информационно-аналитическое агентство "Урал-пресс-информ"
 
Министерство культуры Челябинской области Культура и искусство Южного Урала
 
Нацпроект "Культура"
Портал Культура РФ