Версия для слабовидящих
News

«Театр не ограничен пространством сцены. Нужно смотреть шире».

Интервью с главным режиссером театра Екатериной Василевой.

После двух лет сотрудничества с театром оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Василева стала главным режиссером театра. Чем она планирует удивлять труппу и зрителей, читайте далее.

Новое дыхание театра

Эффектные, нетривиальные и запоминающиеся – именно так можно охарактеризовать постановки Екатерины Василевой. Благодаря ее нестандартному и смелому подходу к своей работе на челябинской сцене появились апокалиптический «Фауст», модерновая «Жанна Д'Арк» и цепляющая за душу «Аида». На очереди новые спектакли и амбициозные планы.

- С тех пор, как меня назначили главным режиссером, я начала думать, какое новое дыхание я могу дать театру? Я его уже знаю изнутри, и это большой плюс, - прокомментировала главный режиссер театра оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Василева. – Я за новшества. Но любые эксперименты должны внедряться очень аккуратно. Это должны быть поступательные действия. Но, если мы начинаем двигаться в заданном направлении, останавливаться уже не имеем права, - прокомментировала Екатерина Василева. – Конечно, у меня в голове сложилось определенное понимание конечной цели. Хотелось бы больше экспериментировать с артистами, с нетипичными формами, с современной необычной музыкой. Потому что этого нет. Я уверена, что у новых зрителей есть запрос на новые формы. Да, мы академический театр. Но мы работаем на широкого зрителя и не можем забывать, что растет новое поколение, которое мыслит совершенно в другой системе координат. Это тоже наши зрители. Это те зрители, которые будут ходить в театр на протяжении следующих 30-40 лет. И мы не можем игнорировать их запросы.

Екатерина уже приступила от слов к делу. Недавняя премьера «Реквиема» Дж. Верди оставила зрителей под большим впечатлением. Главному режиссеру удалось сделать из концертного произведения своеобразный мини-спектакль со своей системой взаимоотношений между артистами, оркестром и слушателями. Кстати, последние стали ближе к труппе в прямом смысле этого слова. Часть партий солисты исполнили со специального помоста перед партером, а хор из оркестровой ямы. Такой творческий эксперимент можно расценить как небольшой, но все же шаг навстречу к публике.

«Театру необходим энергообмен»

Быть ближе к зрителю, другим театрам, да и городу в целом. В планах Екатерины Василевой сделать челябинскую оперу более открытой для внешнего мира.

- Первое, что я сделала, когда стала главным режиссером, это изучила театральную карту Челябинска. Я посмотрела, какие существуют еще коллективы, и некоторые меня очень заинтересовали. Возможно, у нас с ними появятся какие-то совместные проекты, – рассказала Екатерина Василева.

Не исключено, что челябинская труппа будет чаще появляться на открытых площадках. Тем более что положительный опыт таких выступлений уже есть. Благотворительный концерт симфонического оркестра в августе этого года снискал одобрительные отзывы у зрителей. Для артистов же проект стал неоценимым опытом проявить свое мастерство вне привычной сцены.

- Мне кажется, нужно больше взаимодействовать с внешним миром. Когда мы замыкаемся в себе и варимся в собственном соку, у нас не происходит никакого энергообмена – пояснила главный режиссер театра оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Василева. - Сейчас очень распространенная практика – это оперные open air. Проекты, когда опера показывается в нетипичных для себя условиях, а театр становится доступнее широкому зрителю. Это уникальный опыт, как для артистов, так и для постоянных зрителей, а также отличный способ заинтересовать новую аудиторию. Нас приучили, что оперный театр - элитарное искусство, и только особенные, понимающие люди могут попасть на спектакль. Эта мысль выстраивает прочный психологический барьер между определенной частью зрителей и театром. Проекты на открытых площадках дают возможность широкой аудитории, «примерить» оперу в привычной для себя атмосфере, увидеть, что оперный спектакль - это по-настоящему интересно, показать, что в внутри этого величественного здания с колоннами работают молодые, увлеченные люди, точно такие же, как и сами зрители.

Сегодня театр очень динамично развивается, добавляет Екатерина Василева. В пример приводит проект, который должна осуществить через два года в Голландии. По задумке артисты и зрители будут существовать в одном пространстве, между исполнителями и публикой будет непосредственный контакт. Говорить о подобном эксперименте в Челябинске пока рано.

- Конечно же, мы не начнем такие эксперименты с завтрашнего дня. Зритель привык, что он «защищен» от сцены той же оркестровой ямой, в подобной ситуации находятся и артисты. Для того чтобы выйти близко к публике, нужны определенные навыки и подготовка. Это совершенно другой формат! И другой зритель! Хотя ощущения и впечатления от таких проектов обычно бывают невероятные, - резюмировала Екатерина Василева.

Почти родной Челябинск

Екатерина Василева – режиссер, которому комфортно работать сразу над несколькими проектами в разных театрах, городах и даже странах. Менять творческую привычку из-за нового статуса в челябинском коллективе она не планирует.

- Я не оставляю этот формат работы, просто он станет более насыщенным. Параллельно с репетициями в Челябинске я делаю постановку в Москве. Поэтому, любимый образ жизни от меня никуда не уходит, - рассказала главный режиссер театра оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Василева.- Если раньше у меня была «база» в Москве, то теперь появилось еще одно место, где я чувствую себя комфортно. Когда я в этот раз прилетела в Челябинск и вышла на улицу, у меня не было ощущения, что я в другом городе.

В ближайших планах у Василевой работа над премьерой оперы «Алеко» С. Рахманинова (прим. – премьера спектакля состоится 18 февраля 2017 г.) и своеобразный контроль качества текущего репертуара, в том числе сценическое оформление запланированных концертов. Так что приезжать в Челябинск главный режиссер будет часто. Возможно в компании родных.

- На премьеру «Фауста» у меня приезжали родители, на «Жанну Д’ Арк» приезжала мама. Только мужу пока не удалось вырваться! Но думаю, еще успеет, ведь семья уже поняла, что работа с Челябинском у меня – это надолго, - добавляет Екатерина Василева.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!