Версия для слабовидящих
News

Челябинцы услышат инструмент ангелов

Мелодичный, завораживающий и, одновременно, чувственный в своем звучании. У зрителей театра оперы и балета появилась уникальная возможность насладиться «голосом» арфы. Сразу два сольных произведения для этого музыкального инструмента включены в концерт симфонического оркестра 27 ноября. Итак, почему это стоит услышать?

Редкий гость

Всегда в оркестре, но изредка на первом плане. Сольное звучание арфы последний раз челябинские зрители слышали в 2013 году. Тогда в рамках вечера симфонической музыки был исполнен «Концерт для арфы и флейты с оркестром» В. Моцарта. Нежные и чарующие звуки инструмента не оставили никого равнодушным в зале.

Симфонический концерт 27 ноября подарит ценителям прекрасного сразу два произведения, написанных специально для арфы. Это «Концертная пьеса для арфы с оркестром» К. Сен-Санса и «Два танца для арфы и струнных» К. Дебюсси. Стоит отметить, что именно эти композиторы вознесли арфу в ранг сольных инструментов. До этого она обычно использовалась в оркестре, чтобы воссоздать звук морских волн, гуслей или гитары.

- Импрессионисты Дебюсси и Сен-Санс сильно раскрыли возможности арфы - пояснила арфистка оркестра театра оперы и балета им. М. И. Глинки Екатерина Жалилова. – Именно тогда появилась целая плеяда очень известных, талантливых и даже гениальных арфистов. Благодаря импрессионистам арфовый репертуар заметно обогатился. Композиторы того времени более широко раскрыли возможности арфы, как инструмента.

В предстоящем симфоническом концерте арфа, которую еще называют инструментом ангелов, предстанет в нескольких образах. Произведение К. Дебюсси состоит из двух танцев: священного и светского. Первый написан, как обращение к античности. Отсюда неспешный темп и некая возвышенность в музыке, украшенная различными техническими приемами. Светский танец относит зрителя к временам салонной музыки. Он более простой в звучании, но не приземленный.

Инструмент для мастера

Арфа считается уникальным и технически сложным инструментом с колоссальными музыкальными возможностями. 48 струн и 7 педалей, с помощью которых меняется уровень звуковой высотности, требуют от

артиста постоянной концентрации внимания. Только обладая высшим исполнительским мастерством, можно извлечь тот самый «чарующий голос» арфы. Именно поэтому произведения К. Дебюсси и К. Сен-Санса не часто можно услышать в живом исполнении.

- Есть много аудиозаписей Дебюсси и Сен-Санса. Но вживую их редко можно услышать, - рассказала Екатерина Жалилова. – Произведения Дебюсси в основном исполняют в Москве и в Санкт-Петербурге. А Сен-Санса вообще, больше возможности услышать за рубежом, чем в России. У них технически и музыкально непростые произведения. Поэтому, их играют в основном очень сильные арфисты.

Концерт для всех

Чарующая арфа – не единственное украшение предстоящего концерта. Второе отделение будет не менее ярким и запоминающимся в музыкальном плане. Зрители услышат знаменитую «Симфонию № 9» А. Дворжака. Часто ее называют «Симфонией Нового Света», ведь композитор написал ее после поездки в США. Он был первым, кто отразил в музыке жизнь неизвестного для многих Дикого Запада.

- Вся голливудская музыка впоследствии ориентировалась на Дворжака. Его подхватил Гершвин, Гершвина подхватил Джон Уильямс, который писал музыку уже к «Звездным войнам», - пояснил дирижер театра оперы и балета им. М. И. Глинки Алексей Давыдов. – Это огромная традиция. Киномузыка в большинстве своем выросла благодаря «Симфонии № 9» Дворжака. В произведении слышны джазовые интонации, которые до этого вообще нигде не фигурировали. Симфония Дворжака была предвестником появления такого нового музыкального направления, как джаз.

Концерт придется по душе даже неподготовленному зрителю. В первом отделении – небольшие по продолжительности (6-15 минут) и разные по характеру произведения: от мелодичных и чувственных, до стремительных и наполненных музыкальными красками. После – то самое «путешествие» по Дикому Западу, в котором отразился интерес А. Дворжака к негритянской и индейской музыке. Сам он писал о своем произведении: «Я не использовал напрямую никаких индейских мелодий. Я просто создал свои темы, основываясь на особенностях индейской музыки, и, используя эти темы как исходный материал, развил их всеми силами современных ритмов, контрапункта и оркестровки».

Маэстро Энхэ

Управлять челябинским симфоническим оркестром будет главный дирижер Уральского молодежного симфонического оркестра (УМСО), лауреат Международного конкурса дирижеров имени С. Прокофьева, маэстро Энхэ.

Энхэ является дирижером во втором поколении и достойным продолжателем творческой династии. Оркестр-академия под его руководством успешно «стартовал» в Европе на Международном фестивале молодежных оркестров «Еврооркестрия» и в Москве – как участник абонемента Московской филармонии.

Насладиться мастерством именитого дирижера и артистов симфонического оркестра театра оперы и балета им. М. И. Глинки можно 27 ноября. Не пропустите эту уникальную возможность! Программа концерта – на официальном сайте театра.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!