Версия для слабовидящих
News

Подготовка премьеры оперы «Евгений Онегин» выходит на финишную прямую

Подготовка премьеры оперы «Евгений Онегин» выходит на финишную прямую.

Международная постановочная группа, рекорд по количеству пошитых костюмов, нетривиальный сценографический замысел, оригинальное цветовое и световое решение. Процесс подготовки нового спектакля выходит на финишную прямую – до премьеры осталось меньше месяца. В последние два года театр взял курс на бережное сохранение классической подачи музыкального материала, но с применением самых современных мультимедийных театральных технологий. О том, как сберечь атмосферу классического спектакля, но в то же время сделать его визуально актуальным для сегодняшней действительности рассказали помощник режиссера спектакля Софья Довьят и художник по костюмам Елена Сластникова.

Софья Довьят прилетела в Челябинск уже не в первый раз, сейчас репетиции будут идти постоянно, но прежде чем начать работу над мизансценами, Софья проходит с небольшой экскурсией по цехам – посмотреть, на каком этапе работа над костюмами, как обстоят дела в декорационном и бутафорском цехах. Попутно Софья с улыбкой отвечает на вопросы о спектакле. Поскольку одна из главных особенностей будущего спектакля – оригинальное оформление, разговор начинается именно с визуальной составляющей.

- Софья, расскажите, каков будет баланс между «старинным» и «современным» в оформлении оперы? Насколько будет сохранена эстетика пушкинского времени?

- Если вы спрашиваете о том, будет ли действие перенесено во времени – то однозначно нет. Мы оставляем на сцене историческое время первоисточника, времена Онегина. Однако, с одной стороны мы создаем декорации «того времени», при этом мы не стремимся буквально трактовать материал – декорации скорее метафоричны.

- В чем эта метафоричность проявляется?

- Например, это лед, о котором уже много говорилось. На самом деле гигантских ледяных конструкций на сцене, кончено, не будет. Мы используем элементы декора изо льда, который будет таять во время спектакля – и это символ. Если сказать проще – мы хотим показать зрителю таким образом, как постепенно тает сердце главного героя оперы, Евгения Онегина. В начале действия он холоден, и в финале льда уже нет – только вода. Кстати в воде будет вся сцена, мы строим специальный бассейн.

- Артисты не замерзнут в этой воде?

- нет! (смеется). Нет, вода будет теплая, в третьем акте спектакля в воде будут все, кто занят на сцене. И это кстати тоже задача для тех, кто шьет костюмы, они должны выдержать испытание!

- А если более конкретно, что именно увидит зритель на сцене?

- На самом деле одна из ключевых конструкций – это березовый лес, который будет присутствовать на сцене значительную часть времени. Березовые стволы будут пониматься и опускаться на сцене в нужное время, в соответствии с картиной. В картинах, где присутствует природа – лес показан буквально, как густой лес с множеством деревьев, однако и даже в комнате Татьяны, в ее спальне мы тоже увидим эти стволы берез – они так же будут выполнять свою роль.

Еще один значительный элемент декораций – это зеркальные конструкции, на которых будут выстроены сцены, происходящие в интерьерах. Так же мы будет использовать необычное световое решение. Понимаете, мы сохраняем эстетику девятнадцатого века, но делаем ее более понятной для современно зрителя.

- Давайте поговорим о главных героях спектакля. Если смотреть на роман Пушкина не с точки зрения школьной программы по литературе, а более отвлеченно, то можно предположить, что главный герой в этой истории скорее Татьяна. Как вы думаете?

- Понимаете, в этой опере идет не драма одной героини, и даже не драма двух людей. Драма здесь общая, для каждого персонажа своя. Ведь такая любовь, которая случилась у Татьяны, может случиться с каждым из нас, и такую любовь мы не можем контролировать.
Если сказать проще, то история Татьяны проста – она влюбилась, она совершенно искренна и верит своему чувству и своему возлюбленному. У Онегина же «все сложно». Он неким образом отдаляется от ситуации и изучает ее со стороны. Наблюдает, что происходит с Татьяной, с ним самим, открывает в себе что-то новое. Онегин сам создает эту драму на сцене, потому что он хочет ее контролировать, и это ему удается. Татьяна думает, что знает, каков Онегин, но ему на самом деле нужно через эту историю понять самого себя. Он более сложный человек, возможно поэтому название романа Пушкина именно «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина».

- Это хоть и хрестоматийная история, однако перед артистами стоит сложная драматическая задача. В спектакле занят молодой состав артистов, как у вас складывается творческий диалог?

- Мы ставили этот спектакль в Польше, в Хорватии, в Испании, в Италии и других странах. И конечно, лучше всего идет работа в России. Во-первых, артисты знают русский язык! (смеется). Во-вторых, есть некий общий культурный код, который понятен артистам «по умолчанию». Отношение к любви в Италии и в России, например, разное. А в этом случае мне ничего не нужно объяснять. Артистам известны те эмоции, которые я прошу их передать, они знают, о чем поют. Это лучший состав, с которым мне приходилось работать. Свои проблемы у нас, конечно же возникают, но все они преодолимы.

Софья ведет беседу практически на ходу, времени остается все меньше, и разговор продолжается в пошивочных цехах, где мы встречаемся с известным челябинским дизайнером, художником по костюмам Еленой Сластниковой. Костюмы для нового спектакля смело можно назвать роскошными. Нарядный стиль девятнадцатого века нашел свое отражение в облике персонажей: строгие фраки, шикарные платья с кринолинами, великолепные головные уборы, ручная роспись тканей, филигранная декоративная отделка. Софья говорит, что такое богатое убранство служит своим целям – например, герои оперы на балы надевают свои лучшие платья, они не могут быть скромными по определению, к тому же роскошь нарядов символизирует социальную принадлежность героев – это высший свет столичной знати.

Елена Сластникова недавно заняла штатный пост художника по костюмам в Челябинском театре оперы и балета. Елена уже не раз работала над постановками в репертуаре театра, однако «Евгений Онегин» - это первый оперный спектакль в ее карьере, к тому же постановка бьет все рекорды по своим масштабам. Всего для оперы изготовлено более двухсот костюмов, часть из них шьется в столице, часть в Челябинске. Одних только бальных кринолинов – более шестидесяти.

- Хор и балет, занятые в спектакле, меняют костюмы три раза. И так же солисты, например, Татьяна меняет три платья, и к тому же у нас два полноценных состава артистов. Мы просто физически не смогли бы сшить все эти костюмы силами только театральных цехов, поэтому обратились к специалистам в Москве и Челябинске. Сейчас в цехах идет активная работа над костюмами для солистов – они почти готовы, а также над головными уборами.

- Елена, расскажите, каково концептуальное решение по костюмам в целом?

- В польской версии спектакля были другие костюмы, но так как спектакль ставится в России, было принято решение сделать новые эскизы, которые бы лучше передавали принадлежность к нашей национальной культуре. Однако, у меня как у художника, было весьма четкое техническое задание, мы работали по максимально подробному плану, каждая деталь была конкретно обозначена.

- В чем это проявилось?

- Например, у меня заранее была оговорена цветовая гамма. Весь третий акт спектакля – исключительно белые костюмы у всех. Белые головные уборы, и даже грим – лица артистов будут белыми. Другие костюмы решены в выдержанной, элегантной гамме – черный и синий цвета, голубой, синий электрик, серо-стальные тона, зеленые, изумрудные. Цвета воды и льда. Однако, например, платье Татьяны на балу Гремина будет ярко-алым.

- Какие материалы задействованы?

- Очень много разных тканей, сейчас выбор материалов позволяет воплотить практически любые решения. Это шелк, и бархат, фетр, кожа, сетки различных видов, и конечно огромное количество отделки, разнообразного декора. Вообще это очень масштабная для меня работа, очень ответственная.

- Каким будет стиль костюмов в целом?

- Источником моего вдохновения была мода тридцатых годов девятнадцатого века. Когда уже отошел стиль ампир, и светское общество начало одеваться в кринолины, перешло к приталенным силуэтам и пышным юбкам. Я надеюсь, что спектакль получится очень красивым, однако есть и свои технические сложности, и особенности. Например, наша задача сделать костюмы максимально удобными при всей сложности кроя, ведь артисты должны успевать переодеваться буквально за пару минут. Так же картина, где действие происходит в воде – мы решились на несколько авангардный шаг – кринолиновые платья дамы наденут вместе с белыми резиновыми сапожками на платформе. Возможно это звучит экзотически, но эффект будет красивым. К тому же наша задача подобрать материалы так, чтобы ни вода, ни другие внешние факторы не повлияли на сохранность костюмов.

Премьера спектакля «Евгений Онегин» назначена на 8 и 9 апреля, а также 8 мая. Сейчас процесс подготовки спектакля уже на завершающем этапе. После поездки труппы в Москву для участия в фестивале Национальной театральной премии «Золотая Маска», на сцене театра пройдут завершающие репетиции. Главные партии в опере исполнят Владимир Боровиков, Сергей Гордеев, Александр Сильвестров, Анастасия Лепешинская, Анна Костенко, Наталья Даренских, Гузелья Шахматова, Павел Чикановский, Михаил Меньшиков, Павел Локшин, Дмитрий Шарманов, Любовь Бородина, Наталья Заварзина, Марина Новокрещенова и Мария Фролова.

Билеты в кассах театра или он-лайн на сайте театра www.chelopera.ru

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!