Версия для слабовидящих
News

Юрий Бурлака о постановке балета "Эсмеральда"

Юрий Бурлака, балетмейстер-постановщик: «Балет «Эсмеральда» Ц.Пуни в Челябинске возник не случайно. Зная о том, что в Челябинском театре в разные годы были поставлены 2 балета по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», пользовавшиеся необыкновенным успехом у зрителей, мне захотелось продлить существование ...

Юрий Бурлака, балетмейстер-постановщик:
«Балет «Эсмеральда» Ц.Пуни в Челябинске возник не случайно. Зная о том, что в Челябинском театре в разные годы были поставлены 2 балета по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», пользовавшиеся необыкновенным успехом у зрителей, мне захотелось продлить существование этого спектакля в Челябинске. Также мне очень приятно, что первые исполнительницы партии Эсмеральды – народная артистка России Галина Борейко и заслуженная артистка России Ирина Сараметова – педагоги-репетиторы моего балета.

Историю балета «Эсмеральда» можно разделить во временном отношении на два больших периода – это век Х!Х и век ХХ. В 1844 г. «Эсмеральда» впервые была поставлена в Лондоне, в Королевском театре. Главную партию танцевала Карлотта Гризи, а создатель балета – французский танцовщик Жюль Перро, исполнил партию Гренгуара. Они изображены на литографии Дж.Бувьера на обложке программки к спектаклю. Виктор Гюго сам написал либретто, значительно отличающееся от романа. Правда, первоначально, оно предназначалось для оперы Л.Бертен с одноименным названием. Но опера успеха не имела, в отличие от балетных спектаклей, созданных на этот сюжет. Новую жизнь «Эсмеральда» обрела лишь в России, где в конце Х!Х века ее восстановил, значительно обогатив, Мариус Петипа. В ХХ веке жизнь «Эсмеральды» в России связана с именами Агриппины Вагановой и Владимира Бурмейстера. Именно редакция В.Бурмейстера, возникшая в 50-е г.г., послужила отправной точкой для постановки балета на сценах музыкальных театров Советского Союза.

Челябинск – третий город, где я ставлю этот балет. В 2009 г. «Эсмеральду» я поставил в Большом театре, в 2010 – на сцене «Штаатсопер» в Берлине.

Для создания исторического балета, особенно такого масштабного как «Эсмеральда», мною была проделана большая исследовательская работа, задача которой заключалась в воссоздании облика спектакля Перро-Петипа постановки 1899г., признанной канонической для больших академических театров. Я провел большие исследования в Москве, Петербурге, работал в архивах Гарвардского университета с хранящимися там материалами режиссера балета Мариинского театра Н.Сергеева. В материалах Н.Сергеева достаточно подробно записан этот спектакль. Встречался и со старыми петербуржскими мастерами, которые танцевали в постановках А.Вагановой и Н. Боярчикова. Многие вещи в спектакле показывали именно они.

Несколько сцен в челябинской «Эсмеральде» сочинены главным балетмейстером театра Юрием Клевцовым. Хореография его танцевальных номеров органично вплетается в ткань исторического спектакля и представляет в классической хореографии взгляд художника ХХ1 века(финальное адажио Эсмеральды и Феба). Отдельное слово я хотел бы сказать о музыке этого спектакля. Три кита балетной музыки: Риккардо Дриго, Людвиг Минкус, Цезарь Пуни- гениальные , профессиональные композиторы. Цезарь Пуни прекрасно знал специфику балетного жанра, музыкальную драматургию балетного спектакля. Наделенный богатейшим мелодическим даром, при этом, удивительно точно воплощал в музыке движение, шаг, действие. Композитор мастерски отражает хитросплетения сюжета. Вслушиваясь в музыку Пуни, читая нотную партитуру, можно даже расшифровать и танцевальную ткань.

Можно много и увлекательно рассказывать о составляющих этого спектакля: на сцене будет средневековый Париж, но это не мрачный город. Он населен очень разнообразной публикой: от бродяг, собирающихся возле собора на площади, прозванной Двором чудес до богатых вельмож, веселящихся на великолепном балу в замке Флер де Лис. Но главное в нашем спектакле – это счастливый финал. А все события разворачиваются не вокруг собора, а вокруг танцовщицы – цыганки Эсмеральды, парижского изумрудика(фр. «emeraude»), главной героини романа Виктора Гюго, именем которой назван балет».

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!