июня 15 2025 / Автор: Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама
Любовь и кровь. Огненные страсти на челябинской сцене
Премьерой Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки продолжился XVI Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». На сцене челябинского театра по мотивам знаменитой оперы Жоржа Бизе поставили балет «Кармен».
Сюжет закручивается довольно лихо: получился гремучий коктейль из классической новеллы французского писателя Проспера Мериме и либретто знаменитой оперы Бизе. Оба произведения довольно сильно отличаются друг от друга по фактической основе и даже по трактовке характеров героев. Но общая суть от этого не меняется. Хозе и Кармен: история о страстной любви и молниеносном кровавом разрыве. Постановка челябинского театра именно об этом. Кстати, есть мнение, что к цыганской тематике Мериме обратился под влиянием пушкинской поэмы «Цыганы», которую он перевел на французский язык.
Обновленная версия «Кармен» стала синтезом балетного и оперного искусства. Таково было требование театра к хореографу-постановщику Надежде Калининой. Работы хореографа хорошо знакомы челябинской публике. Истории о роковых женщинах Надежда не раз воплощала на сцене нашего театра: «Мата Хари», «Сказки Гофмана», «Любовь и страсть Иды Рубинштейн» и другие.
— «Кармен» — шлягер с довольно длинной историей, — размышляет Надежда Калинина. — Ставить такой спектакль вдвойне труднее и ответственнее. Все уже точно знают, какой должна быть Кармен, как она должна одеваться, как вести себя. Мы разрушали стереотипы, экспериментировали, создавали новый жанр, можно сказать. Я с удовольствием работаю с челябинскими артистами. Здесь сильная балетная и оперная труппа.
Балет получился очень плотным по наполненности действием. Зритель ни на секунду не успевает отвлечься, а уж тем более задремать. Сцена поделена на несколько вертикальных уровней. Основной планшет сцены отдан во власть артистов балета, здесь разворачивается основное действие. Второй этаж декораций выстроен специально для солистов оперы и артистов хора. Два мира искусства существуют почти параллельно, их объединяет музыка во главе с дирижером и оркестром. Но в результате рождается сплав страсти, эмоций, бурлящей энергии.
Столь необычный подход к знаменитому сюжету внес еще некоторые изменения в сложившиеся постановочные традиции. На челябинской сцене основные главные герои появляются в удвоенном варианте: Хозе, Кармен, тореадор Эскамильо, Микаэла и Моралес. Каждую из партий одновременно исполняет один солист балета и один солист оперы. Впервые знаменитые оперные арии можно настолько темпераментно визуализировать. Кто-то может сказать, что от этого пострадал музыкальный первоисточник, но мы сразу видели на премьерной афише уточнение: «балет по мотивам одноименной оперы».
«Кармен» теперь балет, поэтому все внимание публики постановщик приковывает к хореографическому действию. Партию Кармен в премьерных спектаклях исполнила Виктория Дедюлькина, образ Хозе воплотил на сцене Алексей Шакуро. Их вокальными двойниками стали Мария Гуйтар и Павел Чикановский.
— В Кармен я влюбилась еще в юности, — делится Виктория Дедюлькина. — Во время учебы мне довелось станцевать вариацию Кармен, но в иной хореографии. Мне понравился этот чувственный темперамент, взрывной характер, харизма молодой цыганки. По внутренней энергетике эта роль мне очень подходит. С хореографом мы работали над всеми мизансценами, выстраивали взаимоотношения с каждым персонажем, прорабатывали линии поведения. Рада, что в моей творческой копилке появилась Кармен!
Отдельно стоит отметить восхитительно шикарную работу художника по свету. Для работы над спектаклем пригласили Ивана Виноградова, лауреата национальной театральной премии «Золотая маска». И надо сказать, результат виден с первых же секунд! Порой возникало ощущение, что мы наблюдаем за постановкой какого-то столичного театра, настолько тонко выверена функция каждого луча света. Несмотря на объемные высокие декорации, сцена челябинского театра как будто бы увеличилась в размерах и легко превращалась то в городскую площадь, то в логово контрабандистов. Одежду для сцены, декорации, костюмы создавал художник-постановщик Сергей Новиков, лауреат премии «Золотой софит».
— В оформлении спектакля мы использовали образы, которые так или иначе связаны с Кармен, с Испанией, — рассказывает Сергей Новиков. — Кропотливую работу проделали цеха театра. Над сценой парят огромные веера. Этот же мотив использован в качестве орнамента на костюмах героев. Розы, бой быков, тореадоры, стилизованная арена — все это есть в нашей постановке. Второй ярус появился неслучайно. Есть сцены, в которых единомоментно задействовано большое количество артистов. За счет усложнения декораций мы решили эту проблему.
Балет «Кармен» на музыку Жоржа Бизе вызвал неоднозначную реакцию у публики. Первые зрители с восторгом ринулись спорить в соцсетях о преимуществах и недостатках того или иного режиссерского решения. Верный признак, что постановка будет иметь успех и проживет на челябинской сцене интересную жизнь. Наверное, такие изюминки должны быть в репертуаре каждого театра. Главное, не переборщить с таким изюмом в афише. 16+
Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/164284/