Версия для слабовидящих

В Челябинске начался Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой»

июня 7 2025 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама

На карте культурной жизни региона фестиваль появился почти четверть века назад, за это время завоевал популярность в стране и стал визитной карточкой столицы Южного Урала.

История существования праздника танца стала чередой значимых резонансных событий в хореографическом мире. Идея появления фестиваля принадлежит Татьяне Предеиной, народной артистке России, ученице Екатерины Максимовой.

— Уверен, что зрители получат истинное наслаждение от мастерства артистов, красоты и грации балетного искусства, — подчеркнул министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. — Фестиваль, посвященный памяти великой Екатерины Максимовой, — это не только яркое событие в культурной жизни, но и дань уважения ее непревзойденному таланту и огромному вкладу в развитие мирового балета. Сцена челябинского театра вновь стала местом встречи выдающихся танцевальных коллективов.

В первые годы своего существования челябинский фестиваль принимал на своей площадке лишь учеников выдающейся балерины Екатерины Максимовой. Сама гениальная балерина и ее супруг, хореограф и танцовщик Владимир Васильев, неоднократно приезжали в Челябинск на фестиваль. Время шло, фестиваль рос и развивался. Одиннадцать лет назад случились кардинальные программные изменения: с этого времени в Челябинск приглашаются целые театральные коллективы из России и других стран.

Ежегодно оргкомитет челябинского фестиваля балета старается поразить публику необычайными хореографическими постановками. Появилась хорошая традиция включать в афишу фестиваля премьеру челябинского балета.

В 2025 году в фестивальной афише дебютировали спектакли самого северного оперного театра мира — театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона.

— Мы впервые приехали в Челябинск, — рассказывает директор якутского театра Владислав Левочкин. — И сразу же большим составом: артисты балета, оперные солисты, сокращенный состав симфонического оркестра, фольклорная группа. Всего сто десять человек. Волнительно и почетно открывать фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Благодарим челябинский театр за приглашение и помощь в организации гастролей.

Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) представил на суд челябинцев два одноактных балета: «Геометрия движения» на музыку современных композиторов и «Сияющий камень» Кирилла Герасимова. Оба балета идут в хореографии заслуженной артистки России и Якутии Екатерины Тайшиной, балетмейстера-постановщика, руководителя балетной труппы якутского театра. 12+

— Давно мечтала поставить колоритный балет с национальными мотивами, — делится Екатерина Тайшина. — «Сияющий камень» — это сплетение современной, классической хореографии и этно-стиля. Синтез авторской музыки и национальных музыкальных инструментов дает мне, как хореографу, новые импульсы, новые краски, которые я могу использовать не только в современной хореографии.

В нынешнем сезоне Российской национальной театральной премии «Золотая маска» этно-балет «Сияющий камень» борется за победу в семи номинациях. Челябинцы смогли увидеть постановку сразу же после показа балета в Москве для жюри престижного театрального конкурса.

В основе сюжета балета «Сияющий камень» лежит легенда о возникновении якутских алмазов, которые стали брендом современной Якутии. История закручивается на основе любовного сюжета: куда ж без любви в нашей жизни?

В стародавние времена три сестры-удаганки из Верхнего, Срединного и Нижнего миров создали нечто прекрасное, не сравнимое ни с чем. Из слез и песен сестер возникла красавица Кытыаста Таас Куо. Но прекрасную девушку заметил Аар Дьаалы Ыйыста Хара из Нижнего мира и унес ее с собой вглубь земли. Века провела Таас Куо в заточении, много слез пролила. Слезы, падая в подземную реку, превратились в сверкающие алмазы. Вода вынесла камни на поверхность, где их сияние заметил богатырь Верхнего мира Кун Тыргылла Бухатыыр.

Перипетии судеб героев якутского фольклора удивительно гармонично сочетаются со звучанием симфонического оркестра и гипнотическими звуками национальных инструментов. Удивительную, энергетически заряженную музыку для балета написал заслуженный деятель искусств Республики Саха, член Союза композиторов России Кирилл Герасимов.

— По сюжету у нас получилась глубоко философская вещь, — размышляет Кирилл Герасимов. — Вечное противостояние добра и зла, борьба света и тьмы. Поэтому в музыке использовал все возможности симфонического оркестра с добавлением аутентичных фольклорных инструментов. Моей задачей стало объединение этих двух, таких, казалось бы, непохожих стилей. Наша постановка — квинтэссенция национального духа Якутии.

Якутский варган хомус, смычковый инструмент кырыымпа, дюнгюр — разновидность шаманского бубна, кюпсюр — ударный инструмент из рода барабанов можно не только услышать в спектакле «Сияющий камень», но и увидеть воочию. Группа музыкантов с народными инструментами располагается по краю сцены.

Яркий, запоминающийся, энергетически заряженный получился первый день у шестнадцатого фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой». Праздник танца продолжается, следим за фестивальной афишей. 16+


Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/164190/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!