ноября 9 2024 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама
Балет с вокалом. Почему на челябинской сцене гусары не молчат
Премьера «Гусарской баллады» состоялась на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки.
Балет-водевиль Тихона Хренникова поставили хореографы-постановщики, заслуженные артисты России Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц.
Название не должно вводить в заблуждение, постановка на челябинской сцене уникальна. Известный многим по одноименному фильму Эльдара Рязанова сюжет угадывается лишь отчасти. За основу авторы либретто Юлиана Малхасянц и Сергей Бобров взяли мемуары Надежды Дуровой — «Записки кавалерист-девицы». В этом состоит ключевое отличие. Главной героиней постановки тоже стала она — кавалерист-девица Надежда Дурова. Но какой балет без любви и страстей? Любовная линия сохранилась вслед за сюжетом пьесы Александра Гладкова «Давным-давно».
— Мы создали на челябинской сцене постановку абсолютно нового жанра, — делится хореограф-постановщик Сергей Бобров. — Это не мюзикл и не водевиль, это балет с вокалистами. Наша история о любви, о чести, о доблести. В финале зрителей ждал сюрприз: наш гуляка поручик Ржевский сильно преобразился.
Бесспорно, угадываются все мелодии знаменитого кинофильма, от параллелей трудно удержаться. В балете три действия, спектакль идет с двумя антрактами. «Гусарская баллада» стала одним из самых масштабных спектаклей на сцене оперного театра: в постановке задействован практически весь состав балета и хора.
Первое действие — мирная жизнь, балы, флирт с молодыми людьми, прогулки с подружками. Здесь же, на балу, завязываются отношения главных героев двух основных любовных линий постановки. Надежда Дурова стремится завладеть вниманием гусарского поручика Дмитрия Ржевского, ее кузина вскружила голову другому гусару, Давыду Денисову. Партию Надежды Дуровой в премьерном показе исполнила Виктория Дедюлькина, кузиной Надежды стала Екатерина Хомкина-Сафронова.
— Моя героиня очень бойкая, стойкая, неустрашимая девушка, — рассказывает Виктория Дедюлькина. — Она не боится трудностей и смело идет к своей цели. Конечно, есть некоторые сложности с тем, что нужно мгновенно перевоплощаться из девочки в мальчика. Причем не просто в мальчика, а в настоящего гусарского корнета, который воюет с врагами и пирует с однополчанами. Но в этом и прелесть нашего спектакля.
Специально для балерины гримерку перенесли на сцену, в кулисы, чтобы успевать за несколько минут полностью сменить амплуа. На помощь пришли костюмеры, парикмахеры, которые помогали моментально сменить костюм, застегнуть все крючки, закрепить новую прическу.
Второе действие постановки полностью посвящается военным действиям: публика увидит и Бородинское сражение, и будни гусарского отряда. Художник-постановщик Дмитрий Чербаджи оригинально решил сложную задачу. Свет, декорации, костюмы, видеопроекции, каждый миллиметр сцены — задействованы все способы воздействия на зрителя.
Исполнителя ведущих балетных партий Алексея Шакуро челябинская публика хорошо знает. Он и волшебный принц Щелкунчик, и аристократичный Вронский, и харизматичный Эспада, и романтичный Ромео, и вальяжный Сергей Сергеевич Паратов. Теперь Алексей дебютировал в партии гусарского поручика Дмитрия Ржевского.
— В балете много батальных сцен, над ними мы работали почти два месяца, — говорит Алексей Шакуро. — Итоговый вариант собирали с хореографом за полторы недели до премьеры. Спектакль получился насыщенный, игровой, технически напряженный. Мой герой — веселый, задиристый гусар-забияка. Интересно примерить на себя такой характер, в жизни я гораздо спокойнее.
Балет «Гусарская баллада» в Челябинске превратился в нечто большее: на сцене появились поющие герои. Фельдмаршал Кутузов, оперная дива, няня Надежды, мадам и гусар — прекрасные работы солистов оперной труппы театра. Тексты песен ранее нигде не звучали, они все написаны специально для челябинской постановки. Для оперных солистов работа в «Гусарской балладе» стала непростым испытанием. Поющие артисты активно участвуют в сложных хореографических сценах, поют в самых неожиданных положениях. Объединенный репетиционный процесс для поющих и танцующих артистов проходил в репетиционном балетном зале, что тоже внесло некоторую нотку новизны.
Приятно поздравлять оперных солистов с дебютом, особенно в балетной постановке. Виктор Кириллов, бас оперной труппы, впервые вышел в партии гусара.
— Честно говоря, хочу побывать на этом спектакле зрителем, — признается Виктор Кириллов. — Испытал неподдельный юношеский восторг, когда увидел спецэффекты. Оригинальное решение. У нас есть даже пушки, которые стреляют! Приятно поближе познакомиться с работой артистов балетной труппы, увидеть механику балетного спектакля в действии, так сказать. Обычно мы с ними практически не пересекаемся.
Мировой премьерой стала ария Кутузова, ее ноты в архиве нашел внук композитора Тихон Хренников-младший. Образ фельдмаршала на сцене воплотил баритон оперной труппы Андрей Меркульев.
— Этот спектакль — повод обратиться к истории нашей страны, вспомнить подробности войны 1812 года, — рассказывает Андрей Меркульев. — Сценические образы вызывают чувство гордости за нашу страну, за нашу историю, за стойкость и героизм воинов. Очень тепло на душе становится после «Гусарской баллады». Думаю, что ее ждет большое будущее в Челябинске.
Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/160053/