Версия для слабовидящих

Лилии для Маты Хари. Новая версия истории танцовщицы-шпионки

октября 28 2024 / Людмила Ковалева. Фото: автора / Южноуральская панорама

Исполнительница ведущих партий балетной труппы челябинского театра, заслуженная артистка Челябинской области Екатерина Хомкина-Сафронова дебютировала в партии Маты Хари.

Окончание прошлого театрального сезона стало большим испытанием для Екатерины Хомкиной-Сафроновой. Дебют в партии Маты Хари планировался на даты премьерных показов балета в начале июня, но судьба распорядилась по-иному. На одной из репетиций случилась травма, как раз во время работы над одним из главных номеров балета — танцем Саломеи. Сломанная рука не дала балерине летом примерить на себя харизматичный образ героини.

Но время идет, балерине удалось восстановиться к началу нового 68-го театрального сезона. И вот случилась долгожданная личная премьера. В октябре Екатерина Хомкина-Сафронова вышла на сцену театра в партии Маты Хари. После спектакля мы поговорили с Екатериной о спектакле и ее роли.

— Какие эмоции испытываете после дебюта?

— И стресс, и большое счастье одновременно. Из-за травмы мне не удалось плотно поработать с постановщиком в прошлом сезоне. Поэтому готовила сложную партию по видеозаписям с премьерного показа. Как всегда, сроки поджимали, пришлось ускоряться. К счастью, перед спектаклем для меня сделали оркестровую репетицию — так гораздо легче ориентироваться в материале.

— Мата Хари стала для вас проверкой на прочность?

— Да, получается, что так. При подготовке этой партии пришлось через многое пройти, препятствия появлялись одно за другим. Но значит, так должно было случиться. После дебюта в «Мате Хари» я чувствую, что сделала важный шаг, разрушила внутренний барьер, переборола отрицательные эмоции. Воспоминания о полученной травме мешали работе, но теперь это моя партия!

Партитура балета «Мата Хари» соткана из фрагментов произведений нескольких композиторов. Поклонники легко различают на слух волнующий «Вокализ» Сергея Рахманинова, зажигательную «Вакханалию» Камиля Сен-Санса из оперы «Самсон и Далила», ритмичные мелодии Астора Пьяццоллы, романтичные композиции Жюля Массне, поэтичные ноты Рихарда Штрауса.

— Какие сцены в спектакле стали вашими любимыми?

— Практически все адажио с русским офицером. Это что-то космическое! Надежда Калинина выбрала шикарную музыку. Когда я танцую, наслаждаюсь каждым моментом, каждой минутой этой прекрасной постановки.

Балет «Мата Хари», пожалуй, самая резонансная премьера Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки. Хореограф Надежда Калинина воплотила на челябинской сцене свою версию истории об известной танцовщице-шпионке. Несколько вариантов жизнеописания Маргареты Гертруды Зелле взболтали, перемешали, и появилось либретто для нового авторского балета.

— Сразу удалось выстроить характер героини?

— Честно говоря, я ее не понимала сначала. Когда готовилась к роли, прочла много документов о Мате Хари. Но в наше время существует слишком много противоречивых материалов о ее судьбе. В итоге решила, что мы работаем над своей оригинальной версией известной истории, поэтому придерживалась либретто, которое создала хореограф Надежда Калинина. Тогда сразу получилась она — Мата Хари.

— К сложному характеру добавилась необыкновенная хореография.

— О да! Хореография максимально непростая сама по себе. Да еще пять основных партнеров-мужчин! Больше ни в одном балете такого разнообразия не встречается. Просто счастье, что в нашем театре все солисты танцуют друг с другом по очереди. Мы уже успели приноровиться к особенностям каждого из партнеров. В этом залог успеха.

В балете «Мата Хари» каждый из пяти главных героев-мужчин олицетворяет одну из сторон жизни знаменитой танцовщицы. Супруг, капитан Маклеод, — воплощение серой и несчастной семейной жизни. Карл фон Байеринг, германский разведчик, знакомит женщину с шикарной жизнью танцовщицы. Французский офицер Марсель Ляман — первая удача молодой шпионки. Русский офицер Вадим Маслов — светлая и единственная любовь всей жизни. Французский разведчик Жорж Ладу — возмездие и смерть.

— Ощущение, что Мата Хари почти весь спектакль проводит на руках у мужчин. То кордебалет, то главные герои.

— Мечта любой женщины сбывается в этом балете. (Смеется.) Но это только со стороны выглядит привлекательно. Для балерины здесь таится главная опасность: одно неловкое движение — и могут уронить. Все мужчины отличаются по росту, каждый с разным опытом работы на сцене. Важно, чтобы ребята действовали слаженно. Тогда зрители увидят гармоничную картину.

— Дебют состоялся, о чем теперь мечтаете?

— Выспаться! Очень напряженно готовилась к «Мате Хари». Параллельно шли репертуарные спектакли и репетиции к следующей премьере. Но, с другой стороны, в этом и состоит радость работы артиста. Приятно постоянно быть в движении, всегда в работе, никогда не останавливаться, стремиться к совершенству. Я счастлива!

Невероятная поддержка и восхищение друзей, коллег, зрителей вылились в овации после спектакля, количество букетов не поддается подсчету. Кстати, редко кто любит лилии, но у Екатерины это любимые цветы.


Постоянная ссылка на материал:
https://up74.ru/articles/kultura/159853/

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!