декабря 19 2022 / Алиса Сынбулатова. Фото: Андрей Ткаченко / Челябинский обзор
«Мы все жертвы обстоятельств» Как в Челябинске воплотили «Бесприданницу» в танце
В Челябинске — мировая премьера. Впервые легендарную пьесу Островского решили рассказать языком танца. Чем сегодня актуален этот жестокий романс и что нового зрители откроют для себя в давно знакомой истории — «Челябинский обзор» в числе первых зрителей посетил новую постановку оперного.
История «Бесприданницы» давно разошлась на цитаты. Она ставилась на драматической сцене бессчетное количество раз, а строки про «мохнатого шмеля» после выхода знаменитого фильма Эльдара Рязанова стали частью коллективного бессознательного. Так что новая интерпретация знаменитой пьесы Александра Островского (кстати, в 2023-м исполнится 200 лет со дня его рождения) должна была стать чем-то уникальным — Челябинский оперный театр представил мировую премьеру балета.
Действие, как и в первоисточнике, происходит в городке на берегу Волги. Предприимчивая вдова Харита Огудалова пытается удачно выдать замуж дочь Ларису. Вот только девушка — бесприданница. И для всех солидных женихов она лишь красивая игрушка...
Идея перенести «Бесприданницу» на язык танца принадлежит легендарному режиссеру, создателю жанра фильма-балета Александру Белинскому. Ларисой должна была стать великая Екатерина Максимова. Этот замысел, к сожалению, реализовать не удалось. И Александр Белинский передал либретто спектакля хореографу Марии Большаковой, с которой работал и дружил в последние годы жизни.
— Александр Белинский подарил мне это либретто со словами: «Я надеюсь у тебя когда-нибудь это получится», — рассказывает Мария Большакова. — Все сошлось: здесь, в Челябинске, проводится ежегодный фестиваль Максимовой. Белинский хотел, чтобы в спектакле звучала его музыка. Началось все сравнительно недавно для такого масштаба постановки — в мае. Сам постановочный процесс очень быстро проходил. У вас же в театре каждый месяц премьеры. Челябинск же очень театральный город. Как только артисты сдали «Марицу», они сразу приступили к полномасштабной работе над нашим спектаклем.
Либретто близко к оригинальному тексту пьесе Островского, но зрители увидят в спектакле что-то новое.
— Вся сюжетная канва осталась без изменений. А все что вокруг — мы, конечно, придумали по-своему. Кордебалету захотелось дать какие-то действенные задачи, какие-то мини-роли. Поэтому мы придумали, например, среди горожан двух сестер, у которых роман с офицерами.
По словам хореограф-постановщика, большое внимание в спектакле уделено актерской игре — как в драматической постановке.
— У нас и декорации скорее напоминающие драматический театр, чем балетный спектакль. И мизансцены мы очень подробно прорабатываем. Этим, наверное, отличаемся от традиционного классического балета, — добавляет Мария Большакова.
В постановке все проработано в буквальном смысле до мелочей. Интересно, что за все время спектакля только главная героиня появляется на пуантах (и то лишь на время).
— В постановке есть разные персонажи — простые горожане, цыгане. И для каждого мы постарались найти свою пластику. Мы решили не ставить на пальцы весь балет. Мы таким образом выделили Ларису. Как когда-то Тальони придумал пальцевые туфли, чтобы приподнять, показать неземное существо, так и мы решили использовать этот прием.
На раскрытие образа главной героини играют и ее костюмы. Вот она предстает перед нами в первом акте в нежно-нежно розовом платье, как бутон пиона — девушка невинна, наивна и беззащитна. Но ей предстоит жестокая трансформация — а вместе с тем и гамма ее нарядов меняется. Особенно роскошно смотрится чернильное платье в финальных сценах.
В спектакле — целая россыпь знакомых и ярких образов. Обаятельные и хитрые франты Кнуров и Вожеватов. Нелепый и отчасти даже трогательный Карандышев. Любящая, но не понимающая свою дочь Огудалова. И, конечно, красавец Паратов в ослепительно белом костюме. Но сердце и душа истории — конечно, образ самой бесприданницы.
— Моя задача в этом спектакле — пройти путь от наивной девочки до зрелой героини через радость, разочарование, предательство, — говорит исполнительница главной роли Екатерина Хомкина-Сафронова. — Меня, конечно, трогает финал. Потому что Лариса уже все приняла, она готова быть любовницей Кнурова, вещью — и для нее спасение это только смерть. Но самое сложное для меня — это первое появление Ларисы. Потому что это другая девушка. Чтобы настроиться на эту воздушность — я вспоминаю свое детство, юношество, что-то легкое, стараюсь отключиться, чтобы быть на этой волне.
Музыку для спектакля написал Владимир Баскин. Его произведения ставятся по всей стране, а челябинская публика уже давно полюбила его мюзикл «Алиса в стране чудес». «Бесприданница» получилась наполненной контрастами — тут и пламенные цыганские танцы, и ритмы танго, и вальса. А дополняют музыкальную канву мелодии Глинки — ноктюрн «Разлука» и романс «Не искушай меня без нужды». Последний выбран не случайно — его Лариса поет в пьесе Островского. А кульминацией спектакля становится чувственное адажио — нежный и страстный дуэт Ларисы и Паратова на борту «Ласточки».
Декорации отчасти вдохновлены картинами Левитана, воспевающими красоту Волги — ими восхищался и сам Островский. А особенно удачное визуальное решение — полупрозрачный пепельный занавес, словно погружающий зрителей в мир грез. Оформлением сцены занимался лауреат «Золотой маски», художник-постановщик Алексей Вотяков.
— Мария Анатольевна — человек в хорошем смысле консервативный. Для нее ценна собственно сама история, музыка, хореография. Поэтому мы ушли от каких-то авангардных решений в сторону более традиционных. Надеюсь, что нам удалось создать определенное настроение, которое поможет балетной труппе рассказать историю так, чтобы она попала в сердца зрителей, — говорит художник.
По словам художника, эта история всегда остается современной, ведь она — о любви.
— Вы знаете, я раньше считал, что любовь — она такая и есть, что она может быть только трагической. Но с возрастом я понял, что она бывает очень разной. Она может казаться банальной, но если погружаться в пьесу, ты понимаешь, что она овладевает персонажами. Паратов, конечно, сволочь, но он тоже не может поступить по-другому. Он тоже жертва — мы все жертвы обстоятельств, — считает художник.
События разворачиваются стремительно (иногда кажется, что даже слишком), а история всем понятна и знакома без слов. Получилось яркое и трогательное зрелище, которое стоит увидеть как знатокам балета, так и тем, кто только делает первые шаги к искусству. В спектакле задействованы два состава — один из них выступил перед зрителями на премьере 18 декабря. Следующие показы состоятся 20 января, 15 февраля и 16 марта.
Возрастные ограничения — 12+.
Постоянная ссылка на материал:
https://obzor174.ru/kak-v-chelyabinske-voplotili-bespridannicu-v-tance