апреля 29 2011 / ЛИДИЯ СТАРИКОВА / Южноуральская панорама
Державная поступь «Царицы»
Вчера и сегодня в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени Глинки премьера спектакля Московского музыкального театра «Геликон-Опера» «Царица» Давида Тухманова. Неординарен сам факт приезда этого прославленного коллектива, сумевшего за двадцать лет существования покорить сердца зрителей и специалистов оперного ...
Вчера и сегодня в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени Глинки премьера спектакля Московского музыкального театра «Геликон-Опера» «Царица» Давида Тухманова.
Неординарен сам факт приезда этого прославленного коллектива, сумевшего за двадцать лет существования покорить сердца зрителей и специалистов оперного жанра на самых престижных мировых театральных сценах. Челябинцам предоставлена возможность одними из первых услышать «Царицу», о которой очень много говорят и спорят в прессе. «Открытая опера» — так назвал ее жанр режиссер-постановщик Дмитрий Бертман. «Открытая» в том смысле, что она понятна и близка зрителям всех возрастов, что в ней множество свежих, современных, красивых и запоминающихся мелодий, — ведь написал музыку композитор-песенник. Это спектакль, где трудно понять: хор это или кордебалет — артисты прекрасно двигаются на сцене, одинаково хорошо поют и танцуют. Это прекрасные, часто меняющиеся костюмы, интерьеры царских дворцов, созданные едва ли не с микроскопической точностью. Это спектакль с необычным светом — в постановке использованы традиции «свечного театра», создающие своеобразный настрой и эффект присутствия. Кстати, в зрительном зале челябинского театра светильники тоже в виде свеч…
И, конечно, интересен сюжет — история жизни и любви Екатерины Великой, яркой исторической личности и просто женщины, которой пришлось пережить три непростые истории любви, о которых и повествует «Царица».
Режиссер-постановщик спектакля — народный артист России Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель и дирижер Константин Чудовский. Сценография и костюмы — заслуженных художников РФ Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, художник по свету — заслуженный деятель искусств РФ Дамир Исмагилов, хореографы-постановщики Денис Кирпанев и Эдвальд Смирнов.
И, конечно, надо назвать тех, благодаря кому был реализован этот дорогостоящий проект — председателя Совета директоров финансовой корпорации «УралСиб» и учредителя фонда просвещения «Мета» Николая Цветкова и его команду.
У «Царицы» необычная судьба. Ее рождение в России связано с именем популярного певца Льва Лещенко, который многие годы дружит с композитором Давидом Тухмановым, живущим сейчас за рубежом. Узнав, что Тухманов пишет классическую оперу на либретто Юрия Решенцева и Галины Полиди, Лев Валерьянович попросил друга познакомить его с необычным опытом. Тухманов проиграл музыку на фортепиано, сам исполнил, как мог, все партии. Лещенко понял: опера состоялась. И сделал все возможное, чтобы заинтересовать идеей постановки Дмитрия Бертмана. Взгляды режиссера и композитора совпали.
Премьера нового спектакля прошла в Санкт-Петербурге, в знаменитой «Александринке» и имела большой успех. Присутствовавший на спектакле директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что «Царица» преобразила жанр оперы и «внесла в это старое искусство что-то новое».
Премьерные показы с блеском прошли в Москве, Уфе, Краснодаре, и вот вчера и сегодня эту возможность получили челябинцы.
Перед премьерой с журналистами встретились дирижер-постановщик «Царицы» Константин Чудовский, три исполнительницы главной роли певицы Елена Михайленко, Елена Семенова, Ксения Вязникова, председатель правления Фонда просвещения «Мета» Валентина Сигаева. Финансовую корпорацию «УралСиб» представляли управляющий Челябинским филиалом «УралСиб» Александр Киреев, главный исполнительный директор службы связи с общественностью Александр Вихров, заместитель министра культуры Челябинской области Наталья Диская.
Председатель правления Фонда просвещения «Мета» Валентина Сигаева поблагодарила челябинцев за хороший прием, рассказала о большой благотворительной деятельности фонда, исповедующего философию «семейной филантропии».
— Половина прибыли от спектаклей идет на поддержку талантливых ребят, сохранение исторического наследия России, поддержку экологического бизнеса, — сказала Валентина Афанасьевна. — Мы предоставляем возможность побывать на спектакле студентам музыкальных образовательных, духовных учреждений, ветеранам, учащимся, многим социально незащищенным категориям зрителей. Проект «Опера» важен своей просветительской миссией, реальной поддержкой культуры. «Царицу» уже посмотрели больше двадцати тысяч зрителей, и что важно, почти половина из них — молодые люди. Проект можно в полной мере назвать филантропическим, он вряд ли окупится финансово.
Константин Чудовский рассказал о работе над спектаклем:
— Мы как-то сразу приняли «Царицу» сердцем. Уже после первых репетиций мелодии распевали в театре все, даже сотрудники охраны. Тухманов присутствовал на всех репетициях, он постоянно что-то менял, переписывал, улучшал. Все были вдохновлены этой новизной, прекрасными мелодиями, энергетикой и темпом спектакля.
В Челябинск мы приезжаем второй раз и хорошо помним тот горячий прием, который здесь встретили. Надеемся, что и «Царицу» челябинцы полюбят. Тем более, что две исполнительницы этой партии Елена Семенова и Елена Михайленко — «ваши», они родом из Магнитогорска. А еще — Александр Киселев, исполнитель партии графа Никиты Панина — он тоже челябинец. В театре шутят, что приехали сюда не на гастроли, а, можно сказать, домой… В общем, мы рады новой встрече.
Челябинск — шестой город, где проходит премьера спектакля. Дальнейший путь «Царицы» расписан на много месяцев вперед. Пока по России, но исполнители уверены, что этот спектакль обречен на творческое долголетие и, как главная героиня, — на мировую известность.
Постоянная ссылка на материал:
http://up74.ru/rubricks/kultura/2011/aprel-11/derzhavnaja-postup-caricy/