февраля 19 2011 / М. Друскин / LentaCHEL.RU
«Лоэнгрин» Оперного театра - перед примеркой «Золотой Маски»
24 февраля в 18.30 на сцене театра оперы и балета им. М.И. Глинки, накануне поездки оперной труппы в Москву на фестиваль «Золотая маска», челябинскому зрителю будет представлена одна из пяти премьерных постановок 54 театрального сезона – опера «Лоэнгрин» на музыку ...
24 февраля в 18.30 на сцене театра оперы и балета им. М.И. Глинки, накануне поездки оперной труппы в Москву на фестиваль «Золотая маска», челябинскому зрителю будет представлена одна из пяти премьерных постановок 54 театрального сезона – опера «Лоэнгрин» на музыку Рихарда Вагнера.
Этот спектакль, поистине, уникален. Из Челябинской области он – единственный номинирован в Национальной театральной премии «Золотая маска». Совсем скоро, 28 февраля, в Московском Театре «Новая опера» состоится фестивальный показ «Лоэнгрина», в котором все вокальные партии прозвучат на немецком языке.
В Национальной театральной премии «Золотая маска» спектакль «Лоэнгрин» Челябинского Государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки представлен в следующих номинациях:
1.Лучший спектакль / опера
2.Лучшая работа дирижера (Антон Гришанин)
3.Лучшая работа режиссера (Андрей Сергеев, Москва)
4.Лучшая мужская роль (Лоэнгрин – Федор Атаскевич)
5.Лучшая мужская роль (Тельрамунд – Сергей Гордеев)
6.Лучшая работа художника по свету (Андрей Потапов)
«Смелость Челябинского оперного театра достойна восхищения. Рихард Вагнер – высота, штурмовать которую рискуют не все, адекватно осилить могут – избранные. Главное в «Лоэнгрине» – музыка, поданная крупным планом, без агрессии, без гергиевского девятого вала, но мягко, подробно, а потому завораживающе. Дирижер Антон Гришанин явно нашел своего автора. Не прогадал и с режиссером. Постановка Андрея Сергеева (он же художник), заявленная как «концертно-сценическая версия», на самом деле настоящий спектакль, сценический минимализм которого… выглядит европейски продуманным стилем.» (www.goldenmask.ru, Лариса Барыкина, Музыкальный и балетный критик, постоянный автор журнала «Эксперт-Урал», «Российской газеты», арт-директор фестиваля «На грани»)
Об опере «Лоэнгрин»
С легендой о Лоэнгрине Вагнер познакомился в 1841 году, но лишь в 1845 набросал эскиз текста. В следующем году началась работа над музыкой.
Через год опера была закончена в клавире, а в марте 1848 года была готова партитура. Намеченная в Дрездене премьера не состоялась из-за революционных событий. Постановка была осуществлена благодаря усилиям Ф. Листа и под его управлением два года спустя, 28 августа 1850 года в Веймаре. Вагнер увидел свою оперу на сцене лишь через одиннадцать лет после премьеры.
В основу сюжета «Лоэнгрина» положены различные народные сказания, свободно трактованные Вагнером. В приморских странах, у народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем. Он появляется в тот момент, когда девушке или вдове, всеми покинутой и преследуемой, грозит смертельная опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней. Много лет живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился. Нередко «лебединые» легенды переплетались со сказаниями о святом Граале. Неведомый рыцарь оказывался тогда сыном Парсифаля — короля Грааля, объединившего вокруг себя героев, которые охраняют таинственное сокровище, дающее им чудесную силу в борьбе со злом и несправедливостью. Иногда легендарные события переносились в определенную историческую эпоху — в царствование Генриха I Птицелова (919—936).
Легенды о Лоэнгрине вдохновляли многих средневековых поэтов, один из них — Вольфрам Эшенбах, которого Вагнер вывел в своем «Тангейзере».
По словам самого Вагнера, христианские мотивы легенды о Лоэнгрине ему были чужды. Композитор видел в ней воплощение извечных человеческих стремлений к счастью и искренней, беззаветной любви. Трагическое одиночество Лоэнгрина напоминало композитору его собственную судьбу — судьбу художника, несущего людям высокие идеалы правды и красоты, но встречающего непонимание, зависть и злобу.
И в других героях сказания Вагнера привлекли живые человеческие черты. Спасенная Лоэнгрином Эльза с ее наивной, простой душой казалась композитору воплощением стихийной силы народного духа. Ей противопоставлена фигура злобной и мстительной Ортруды — олицетворение всего косного, реакционного. В отдельных репликах действующих лиц, в побочных эпизодах оперы ощущается дыхание той эпохи, когда создавался «Лоэнгрин»: в призывах короля к единству, в готовности Лоэнгрина защищать родину и его вере в грядущую победу слышатся отголоски надежд и чаяний передовых людей Германии 1840-х годов. Такая трактовка старинных сказаний типична для Вагнера. Мифы и легенды были для него воплощением глубокой и вечной народной мудрости, в которой композитор искал ответ на волновавшие его вопросы современности.
МУЗЫКА
«Лоэнгрин» — одна из наиболее цельных и совершенных опер Вагнера. В ней с большой полнотой раскрыт богатый душевный мир, сложные переживания героев. В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение сил добра и правды, воплощенных в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и темных сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха и Ортруды. Музыка оперы отличается редкой поэтичностью, возвышенным одухотворенным лиризмом.
Это проявляется уже в оркестровом вступлении, где в прозрачном звучании скрипок возникает видение прекрасного царства Грааля — страны несбыточной мечты.
В первом акте свободное чередование сольных и хоровых сиен пронизано непрерывно нарастающим драматическим напряжением. Рассказ Эльзы «Помню, как молилась, тяжко скорбя душой» передает хрупкую, чистую натуру мечтательной, восторженной героини. Рыцарственный образ Лоэнгрина раскрывается в торжественно-возвышенном прощании с лебедем «Плыви назад, о лебедь мой». В квинтете с хором запечатлено сосредоточенное раздумье, охватившее присутствующих. Завершается акт большим ансамблем, в радостном ликовании которого тонут гневные реплики Фридриха и Ортруды.
Второй акт насыщен резкими контрастами. Его начало окутано зловещим сумраком, атмосферой злых козней, которой противостоит светлая характеристика Эльзы. Во второй половине акта много яркого солнечного света, движения. Бытовые сцены — пробуждение замка, воинственные хоры рыцарей, торжественное свадебное шествие — служат красочным фоном драматического столкновения Эльзы и Ортруды. Небольшое ариозо Эльзы «О ветер легкокрылый» согрето радостной надеждой, трепетным ожиданием счастья. Последующий диалог подчеркивает несходство героинь: обращение Ортруды к языческим богам имеет страстный, патетический характер, речь Эльзы пронизана сердечностью и душевной теплотой. Развернутая ансамблевая сцена спора Ортруды и Эльзы у собора — злобные наветы Ортруды и горячая, взволнованная речь Эльзы — впечатляет динамичными сменами настроений. Большое нарастание приводит к мощному квинтету с хором.
В третьем акте две картины. Первая целиком посвящена психологической драме Эльзы и Лоэнгрина. В центре ее любовный дуэт. Во второй большое место занимают массовые сцены. Блестящий оркестровый антракт вводит в оживленную обстановку свадебного пира с воинственными кликами, звоном оружия и простодушными напевами. Ликованием полон свадебный хор «Радостный день». Диалог Лоэнгрина и Эльзы «Чудным огнем пылает сердце нежно» принадлежит к числу лучших эпизодов оперы; широкие гибкие лирические мелодии с поразительной глубиной передают смену чувств — от упоения счастьем к столкновению и катастрофе.
Вторая картина открывается красочным оркестровым интермеццо, построенным на перекличке труб. В рассказе Лоэнгрина «В краю чужом, в далеком в горном царстве» прозрачная мелодия рисует величественный светлый образ посланца Грааля. Эта характеристика дополняется драматичным прощанием «О лебедь мой» и скорбным, порывистым обращением к Эльзе.
Постоянная ссылка на материал:
http://www.lentachel.ru/articles/5156