Урал Опера Балет (Екатеринбург)
Ф. Гласс «Сатьяграха»
опера в трех действиях
исполняется на санскрите с русскими субтитрами
Музыка – Филип Гласс (1979)
© 1980 Dunvagen Music Publishers Inc. Используется с разрешения
Либретто – Филип Гласс и Констанс де Йонг на основе текстов «Бхагавадгиты»
Дирижер-постановщик – Оливер фон Дохнаньи
Постановка и сценография – Тадеуш Штрассбергер
Хормейстер-постановщик – Эльвира Гайфуллина
Ответственный хормейстер – Анжелика Грозина
Балетмейстер – Надежда Малыгина
Костюмы – Матти Ульрич
Свет – Евгений Виноградов
Выпускающий продюсер – Анна Демчинская
Филип Гласс – суперзвезда американской музыки, самый известный в мире композитор-минималист. Его музыку хорошо знают любители кино («Иллюзионист», «Шоу Трумана», «Хранители») и поклонники рок-музыки (он работал с Миком Джаггером и Aphex Twin, повлиял на стиль Брайана Ино и Дэвида Боуи, а позже написал симфонии на темы их песен), однако Гласс еще и автор почти трех десятков опер. В оперный спектакль он внес звуковой драйв рок-музыки, вернул ему монументальную зрелищность и масштаб. Именно «Сатьяграха» в Екатеринбурге стала первой оперой Гласса, поставленной в России.
Текст «Сатьяграхи» написан на санскрите, а название переводится как «упорство в истине»: так Махатма Ганди, борец за независимость Индии, назвал в конце XIX века свою тактику ненасильственного сопротивления колонизаторам. В «Сатьяграхе» отсутствует привычный для оперного спектакля последовательный сюжет, она развивается как череда впечатлений и символических эпизодов, связанных с личностью Ганди. Каждый из трех актов посвящен исторической фигуре, воплотившей идею сатьяграхи – Льву Толстому, Рабиндранату Тагору, Мартину Лютеру Кингу.
Режиссер Тадеуш Штрассбергер поместил действие в условное, почти сказочное пространство и не стал разделять театр на сцену и зал, окружив зрителей шествующим по партеру хором. Его «Сатьяграха» – опера-медитация, где зрителю предлагается забыть бытовые неурядицы и привычные представления об оперной музыке и следовать за бесконечно повторяющимися музыкальными фигурами. В череде этих повторений самый малый ритмический или гармонический сдвиг становятся большим событием, и спустя три часа возникает ощущение, что окружающий мир и сам зритель стали немного другими.
В 2016 году спектакль был отмечен в двух номинациях Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»: специальная премия Жюри музыкального театра «За беспрецедентную работу хора» и Приз критики. В 2017 году «Сатьяграха» получила оперную премию Casta diva в номинации «Событие года».