Версия для слабовидящих
News

Челябинский театр готовит мировую премьеру оперы «Петр I»

Над музыкальным материалом работает профессор кафедры композиции Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, композитор Михаил Богданов.

Михаил Богданов– Михаил Григорьевич, почему вы согласились на предложение челябинского театра принять участие в создании оперы «Петр I»?

– Фигура Петра I великая, исторически поучительная для всех русских людей. Для меня это огромный проект, огромное дело, в котором участвуют большое количество людей. Я убежден, что когда происходят такие грандиозные события, как создание новой оперы, это решается свыше. Евгений Григорьевич, художественный руководитель театра, был настойчив в своем предложении, и я с радостью согласился, даже начал сочинять. Уже готова увертюра.

– Какой период жизни Петра I лег в основу сюжета оперы?

– Работа над либретто еще продолжается. Я считаю, что у каждого человека есть представление, кто такой Петр I, каковы его достижения, заслуги перед Родиной. Это огромная ответственность. Представьте, если на спектакль придет историк и заметит какие-то хронологические неточности, даже в костюмах… Конечно, в музыке я чувствую себя довольно свободно, нежели либреттист, режиссер и художник. Драматургия должна быть очень выверена. Про что эта опера? Про поход в Европу? Или расширение геополитического пространства? Или про гений самого Петра? Вот с этим был очень сложно определиться, но мы пришли к консенсусу. Хотим, чтобы опера получилась сильной, исторически справедливой. Перед нами стоит архисложная задача, поскольку сроки сжаты. Сейчас мне приходится отодвинуть вообще все и с утра до вечера сочинять и оркестровать.

– Уже придуманы музыкальные образы главных героев?

– Когда у меня еще не было либретто, я сочинил тему Екатерины – «Петруша», так она называла своего супруга. Получилась ария, хотя текст для нее еще не написан. Есть уже главная тема Петра, предполагаю, что в конце оперы она должна звучать как гимн, вместе с хором. Также я написал тему войны со шведами. Нашел изумительную колыбельную песню на шведском языке, со страшными словами, которые полностью укладываются в ритм, придуманный мною для шведского войска. Это будет исполнять хор на шведском языке, когда огромное войско идет на Петра. Такая находка. Уже примерно понимаю, что будет звучать после Нарвского сражения, готова музыка для сцены мертвого поля. Я также хотел бы использовать настоящие русские хвалебные хоровые песни Петру. Их можно без изменения вставить в основное музыкальное полотно.

– Чем вы вдохновляетесь на сочинение музыки?

 Поскольку я занимаюсь этим всю жизнь, у меня в голове очень много идеальных примеров в разных жанрах. То, что мне нравится. Это идеальные образцы симфонической музыки, киномузыки… Язык нашей оперы будет демократичным, его поймет любой человек. Это то, что называется тональной музыкой: понятная всем, с харизмой, эмоционально сильная и обязательно красивая. 

– Интересно, что для вас идеальный образец оперы?

 Конечно, Джузеппе Верди, Леонкавалло, представители веризма… К современной музыке у меня нет большой любви. Когда я учился в консерватории, была волна увлечения современной композиторской школой. Это Штокхаузен, Лигети и другие. Я прошел этот этап и в этих современных техниках умею показывать материал. А в последние годы меня повернуло в обратную сторону. Красивая мелодия, красивые гармонии – то, что трогает любое сердце, и то, что я любил в юности. Однако современная музыка хорошо работает в прикладных целях. Например, с ее помощью можно показать пейзаж после битвы, но это нужно использовать эпизодически. Основную  музыку оперы условно обозначу как поздний романтизм.

Мировая премьера оперы «Петр I» намечена на следующий сезон.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!