Музыкальный руководитель и дирижёр Евгений Волынский, режиссёр-постановщик Иркин Габитов, сценограф и художник по костюмам Вячеслав Окунев, хореограф Александра Тихомирова, художник по свету Ирина Вторникова, художник по видео Виктория Злотникова, а также солисты, хор и оркестр челябинского театра привезли на ежегодную ярмарку музыкальных театров весьма достойную работу.
VIII Фестиваль музыкальных театров ВИДЕТЬ МУЗЫКУ в этом году проходит с 9 сентября по 13 декабря. Калейдоскоп музыкально-театральных жанров, их сценических синтезов и экспериментальных форм, показанных в нынешнем году коллективами-участниками, выглядит ярким и привлекательным. Челябинский театр оперы и балета продемонстрировал фестивальной публике подчёркнуто классический репертуар - оперу "Бал-маскарад" Джузеппе Верди и балет "Корсар" Адольфа Адана.
Впечатляющая постановка южно-уральской труппы вердиевского шедевра со всеми атрибутами стиля гранд-оперы уместно вписалась в интерьеры зала Новой сцены Большого театра. Эффектные декорации, видео инсталляции, великолепно костюмированные персонажи - весь визуальный размах происходящего на сцене смотрелся голливудским оперным гигантом.
Реализация замыслов режиссёрской команды Иркина Габитова потребовала колоссальных возможностей и сил. Для создания постановки было сшито около двух сотен костюмов не только в цехах самого театра, но и в трёх городских мастерских Челябинска. Эксклюзивная деревянная мебель в стиле барокко была изготовлена в художественной мастерской по дереву. Богатство губернатора Бостона графа Ричарда Варвика и его секретаря Ренато, а также пышность в духе венецианского карнавала отражены в спектакле в полной мере, что называется, не поскупились.
Приятно, что за всем этим внешним убранством главной целью спектакля осталось качественное исполнение музыки. Дирижёр Евгений Волынский добился от артистического коллектива высокого уровня подачи музыкального материала. Хор и оркестр были выразительно музыкальны, гибки в темпах. При этом хоровые артисты проявили свободу в драматической игре. На первых голосах в оркестре играли молодые музыканты, которые аккуратно вели свои соло. Певучие руки дирижёра вытягивали мелодическое бельканто вокальных и инструментальных фраз.
Маэстро создавал звуковую оркестровую подушку для солистов, уступая им динамически. В кульминационных точках мощно поддавал оркестрового жару. Исполнительский ансамбль всех участников был в балансе, позволяя наслаждаться хорошим звучанием гениальной музыки Верди.
Алексей Пьянков (Ричард) уверенно владел своим теноровым аппаратом. Партия крепко впета у солиста, хотя случались некоторые шероховатые неуверенности, но высокие ноты были взяты. Андрей Меркульев (Ренато), Гузелья Шахматова (Амелия) были на своём месте в спектакле. Эльвира Авзалова (Оскар) неизменно вносила в свои мизансцены азартный энтузиазм. Голос звучал легко.
Финальная сцена маскарада покорила публику пиршеством красочных нарядов. Дефиле кринолинов шествовало сквозь праздничную толпу собравшихся придворных во дворце Ричарда. Артисты балета создавали карнавальную суету, не отвлекая от приближающейся трагедии. На сцене струнный квартет артистов оркестра, одетый в общем ключе, сопровождал разговор главных героев. Выверенная режиссёром зональность мизансцен в общей массовой заполненности сценического пространства правильно расставила акценты внимания для зрителя. Общее впечатление стало запоминающимся.
"Бал-маскарад" - крупная серьёзная работа Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки, выдержанная в классическом стиле исторического подхода к сценической интерпретации оперы - уральский самоцвет в ожерелье нынешнего фестиваля ВИДЕТЬ МУЗЫКУ.
Классика с Урала: «Бал-маскарад» из Челябинска на фестивале «Видеть музыку»
01.12.2023 г.
Автор: Александр МАТУСЕВИЧ. Фотографии: Елена Лапина/предоставлены фестивалем "Видеть музыку"
Источник: https://portal-kultura.ru/articles/theater/356333-klassika-s-urala-bal-maskarad-iz-chelyabinska-na-festivale-videt-muzyku/
Челябинская Опера показала на фестивале «Видеть музыку» классическую версию оперы Верди «Бал-маскарад»: спектакль порадовал и глаза, и уши московской публики.
VIII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» близится к финалу: программа завершается в середине декабря. Фестиваль проводит Ассоциация музыкальных театров при поддержке Министерства культуры России и Президентского фонда культурных инициатив. Афиша более чем представительная: помимо столичных театров, почти полсотни спектаклей показали региональные коллективы, а также были гости из-за рубежа — из Казахстана, Узбекистана и Киргизии.
Среди привозимого региональными театрами есть спектакли, которых ждешь особо, — именно таким оказался «Бал-маскарад» Челябинского театра оперы и балета имени М.И. Глинки, который вот уже несколько лет не привозил в столицу спектакли.
«Бал-маскарад» — одна из самых совершенных и одновременно самых ответственных опер Джузеппе Верди. Популярность ее огромна, а в главных партиях, эффектных и ярких, часто блистают звезды мировой оперы.
«Бал-маскарад» не в первый раз оказывается в афише фестиваля «Видеть музыку» — ранее его привозили Бурятский, Донецкий и Самарский оперные театры. В Москве есть и собственные постановки по этой опере — в Большом (спектакль Давиде Ливерморе 2018 года) и «Геликоне» (работа Дмитрия Бертмана 2013 года): обе они далеко ушли от идей либреттиста Антонио Сомма и представляют собой вольные режиссерские трактовки. Так что теперь благодаря гастролям из Челябинска у москвичей появился шанс вспомнить об аутентичном варианте великой итальянской оперы.
Постановка режиссера Иркина Габитова и художника Вячеслава Окунева появилась в Челябинске в 2021 году. На сцене — XVIII век, парики и кринолины, богатые барочные интерьеры, то праздничная цветовая гамма, то сумрачная в зависимости от атмосферы происходящего. По сюжету на костюмированном балу происходит убийство правителя — тот оказывается жертвой своего секретаря и ближайшего друга Ренато, который приревновал к нему собственную жену; трагический исход в самом начале пьесы предсказывает ворожея, но ей никто не верит. Присутствуют все обязательные атрибуты классической постановки: вдали виднеются виселицы, на месте и огромный чан, над которым ворожит колдунья, как и парадный портрет графа, проклятья которому шлет чувствующий себя оскорбленным Ренато.
Классическое, привычное, ожидаемое решение радует глаз не только пышностью и достоверностью воплощения: у спектакля есть и свой романтический образ — это образ моря и мерно качающихся на волнах кораблей — загадочной и манящей стихии, ассоциирующейся с мечтой и свободой, честью и верностью (видеопроекции на заднике Виктории Злотниковой).
Честны и верны себе в постановке оказываются и главные герои любовного треугольника: в удивительном сюжете Скриба, являющемся лишь отдаленной фантазией на реальные события при шведском королевском дворе, нет виноватых, нет отрицательных персонажей, все действующие лица — натуры цельные и вызывающие симпатию зрителя, а при этом история завершается трагедией. Трактовки Габитовым образов традиционны, узнаваемы, но в каждом режиссер сумел обострить его главные характеристики — романтизм и благородство Ричарда, жертвенность Амелии, прямолинейность и честность Ренато. Почему же все-таки нет возможности закончить эту историю полюбовно? Над всем довлеет фатум — словно отвечает режиссер, выводя в финале над бездыханным телом Ричарда и лишившейся чувств Амелией мрачную фигуру Ульрики в маске смерти: колдунья словно ставит жирную точку, утверждая верность своих предсказаний, силу своего профетического дара.
Красивый визуальный образ и убедительное режиссерское решение для такой оперы, как «Бал-маскарад», — это только полдела: сложная партитура, построенная на ярких контрастах и мелодической роскоши, требует первоклассного музыкального воплощения. Оркестр и хор под управлением Евгения Волынского в целом оставили благоприятное впечатление: незначительные помарки оказывались на периферии восприятия за счет эмоционального, яркого, живого прочтения. Дирижеру удалось добиться итальянской певучести как от хористов, так и от оркестровых партий.
Вокальный состав в целом также был адекватен задачам партитуры. Павел Чикановский предстал порывистым и эмоционально взвинченным Ричардом, каким и должен быть романтический герой, однако его звонкому тенору спинтовая партия все же тяжеловата: необходимость петь с большей нагрузкой, чем позволяет его голос, сказывается порой на качестве взятия верхних нот. Голос Наталии Быстрик хорош обилием трагических красок — для постоянно страдающей Амелии это настоящая находка: особенно удались солистке проникновенные фрагменты партии, спетые на пиано. Красивым сочным голосом порадовала Алиса Чечель: ее меццо несколько не хватало в нижнем регистре, столь важном для образа Ульрики, но в остальном и партия, и роль демонической ведьмы решены хорошо. Полна очарования звонкоголосая Наталья Гончарова в партии пажа Оскара: гибкий, подвижный голос с уверенными верхами идеален для образа задорного мальчишки-плута. Порадовал и Андрей Меркульев в партии Ренато: его насыщенный баритон звучал брутально, как и подобает в роли не знающего компромиссов героя. При этом в голосе присутствовала и итальянская элегантность и пластичность звуковедения, а драматические фрагменты партии были спеты с большой эмоциональной отдачей.