Версия для слабовидящих
News

СМИ о фестивале балета «В честь Екатерины Максимовой»

Как проходит XII Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой» – читаем на страницах южноуральской прессы, а также узнаем в сюжетах радио и телевидения.

Гость на связи — фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой»

Сразу пять театров выступят в Челябинске на международном фестивале «В честь Екатерины Максимовой». Артисты балета со всей страны приедут на этот грандиозный праздник, который будет по традиции проходить на сцене Челябинского тетра оперы и балета имени Глинки.

Подробнее о программе фестиваля мы решили узнать у начальника отдела искусств Министерства культуры Челябинской области Натальи Леготиной. Она сообщила, как изменился статус фестиваля за последние 6 лет и рассказала обо всех мероприятиях, которые пройдут в рамках культурного события.


Постоянная ссылка на статью:
https://www.1obl.ru/tv/nashe-utro/nashe-utro-ot-26-05-2021/gost-na-svyazi-festival-baleta-v-chest-ekateriny-maksimovoy/

 

В Челябинске стартовал XII балетный фестиваль имени Екатерины Максимовой

27 мая 2021 / Екатерина Волкова / Первый областной

В рамках церемонии открытия на сцене Театра оперы и балета сыграли премьеру феерии «Сказки Гофмана».

В Челябинском театре оперы и балета открыли ежегодный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», основанный примой-балериной Татьяной Предеиной. В этом году на сцене театра выступят труппы из разных городов страны.

Церемонию открытия фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» посетила первая леди Челябинской области Ирина Текслер. Она поздравила гостей и артистов балета с праздником и подчеркнула размах фестиваля в 2021 году.

— Мы в двенадцатый раз открываем балетный фестиваль и впервые проводим его с таким размахом. На сцене Театра оперы и балета им. Глинки представят свои спектакли балетные труппы из Омска, Йошкар-Олы, Самары, Уфы и Челябинска, крупнейших театров России, — сделала акцент Ирина Текслер.

Традиционно фестиваль открылся премьерой челябинского театра — на сцене развернулась феерия, оперный балет «Сказки Гофмана» на музыку Жака Оффенбаха. Это новый совместный проект Челябинского театра оперы и балета и французского продюсерского центра Franceconcert, с которым челябинский театр сотрудничает с 2015 года. Спектакль уже играли на европейских сценах, его видел парижский зритель, но в России постановку осуществили впервые.

Во втором действии к зрителям премьеры присоединился и губернатор Челябинской области. Вместе с первой леди Алексей Текслер поздравил артистов и художественную труппу с потрясающей премьерой.

Несколько вечеров на сцене челябинского театра будут играть спектакли из других городов. Зрители увидят балет «Эсмеральда», одноактные балеты на основе хореографии Владимира Бурмейстера и Рината Абушахманова и «Бахчисарайский фонтан». Подробную программу фестиваля можно посмотреть на сайте Театра оперы и балета им. Глинки.

Постоянная ссылка на статью:
https://www.1obl.ru/news/kultura/v-chelyabinske-startoval-xii-baletnyy-festival-imeni-ekateriny-maksimovoy-/
 

Юрий Клевцов, Юрий Бурлака О Программе Международного Фестиваля Балета «В Честь Екатерины Максимовой»

28 мая 2021 / ГТРК "Южный Урал"

В Челябинске стартовал XII Международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой».

За десять дней южноуральцы увидят постановки пяти российских театров. Ведущие программы «Культурный патруль» Юлия Меньшикова и Семён Татьянченко узнали нюансы масштабного события у художественного руководителя балетной труппы Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки Юрия Клевцова и главного приглашённого балетмейстера Самарского академического театра оперы и балета Юрия Бурлака


Постоянная ссылка на статью:
http://radio.cheltv.ru/broadcasts/interview/yurij-klevtsov-yurij-burlak-o-programme-mezhdunarodnogo-festivalya-baleta-v-chest-ekateriny-maksimovoj/

 

Флик-фляк и волшебные очки: в Челябинске состоялась премьера феерии «Сказки Гофмана»

28 мая 2021 / Екатерина Волкова / Первый областной

Как в театре имени Глинки соединили французскую оперу, русский балет и немецкую сказку.

В Челябинске открылся балетный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Несколько дней на сцене оперного свои постановки будут представлять крупнейшие театры России из Омска, Самары, Уфы и Йошкар-Олы. Челябинская труппа подготовила премьеру «Сказок Гофмана» — балета-феерии, постановка которого стала возможна благодаря сотрудничеству с французской продюсерской группой FRANCECONCERT.

Классическая опера Жака Оффенбаха усилиями омского хореографа Надежды Калининой и художника-постановщика Сергея Новикова превратилась в балет-феерию. Хор на балконах, балетная труппа на сцене, а солисты настолько элегантно вписаны в происходящее, просто диву даешься.

Вокальные партии исполняются на французском языке, субтитры не предусмотрены, так что с содержанием либретто лучше познакомиться заранее. Если коротко, то в центре сюжета поэт Гофман, который влюбляется, обжигается, снова влюбляется, участвует в дуэли, разочаровывается и находит покой в себе и творчестве. А у нас гаснет свет, на взмахи маэстро Евгения Волынского откликаются первые скрипки и открывается занавес.

Мир Гофмана озаряется огоньками и всполохами света, которые множатся в зеркалах, пляшут под потолком, иногда спускаются на сцену, путаются в ярких костюмах артистов, бросают зловещие тени на лица, особенно коварного Линдорфа. Ох, как же этот образ идет Кубанычу Шамакееву! Под сочный баритон Александра Сильвестрова злодей сверкает глазами, хохочет, крутит пируэты в черном плаще, дьяволом вышагивает по сцене.

И покоя не дает Гофману — восторженному поэту, по уши и несчастно влюбленному. Голос поэта — тенор Алексей Пьянков — играет с залом, страдает, шутит, признается в любви. В это время на подмостках душой нараспашку Алексей Шакуро, очень эмоциональный танцор, который судьбу поэта буквально пропускает через себя. От сцены к сцене черты его лица меняются, взгляд становится развязным, улыбка хищной. Чем ближе финал, тем сильнее проступает в его лице что-то дьявольское, а движения становятся острее и грубее. И без либретто понятно, что соперник-злодей живет внутри него.

А что с любовью? В составе первого премьерного дня красавицу Стеллу (куклу Олимпию, хрупкую и наивную Антонию и коварную Джульетту) танцует Лири Вакабаяси. Хореограф Надежда Калинина назвала японскую балерину «замечательным приобретением театра» и сказала, что в восторге от ее дарования, заинтересованности и богатства тела. Лири очень артистична и потрясающе владеет каждой мышцей: мгновенно повисает бездушной куклой в руках подмастерьев, безвольно замирает в объятиях демона и тут же кружится 32 раза в фуэте, а потом падает на паркет поломанной игрушкой и так по-настоящему! Ей веришь безоговорочно: улыбке, ужасу в глазах, кокетливому движению бедра. Отдельное браво голосу Стеллы — сопрано Эльвире Авзаловой, которая своими арпеджио и стаккато привела зал в восторг.

Фееричная сказка про Гофмана и его внутреннего демона утаскивает зрителя в мутные зеркала неразделенной любви, горя, пьяного морока, зловещей магии. Сцена сереет и вспыхивает огнями, кутается в дымку снов и раскрывается навстречу шумной гулянке и разудалому, выдуманному танцу флик-фляк. Эмоции правят героями и действием в этот вечер. Браво труппе Челябинского театра оперы и балета, они совершают подлинную театральную магию.

Второй показ «Сказок Гофмана» состоится 28 мая. А в следующий раз балетную феерию покажут 26 июня.

Ничего не знаете о Гофмане, его бедах и страхах? К дьяволу, просто отдайте артистам немного любви и наслаждайтесь.

Постоянная ссылка на статью:
https://www.1obl.ru/news/kultura/flik-flyak-i-volshebnye-ochki-v-chelyabinske-sostoyalas-premera-feerii-skazki-gofmana/
 

Чем удивляет зрителей международный фестиваль балета в Челябинске

3 июня 2021 / Вести Южный Урал

Самый масштабный за всю историю. В Челябинске продолжается двенадцатый международный фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». Уже выступили артисты омского и самарского театров. На очереди — премьеры балетных трупп из республик Марий Эл и Башкортостана.

Постоянная ссылка на материал:
https://www.youtube.com/watch?v=WhBCXVOiQ1E
 

Самарский театр удивил горожан костюмами и декорациями

3 июня 2021 / URAL1

Постоянная ссылка на материал:
https://www.youtube.com/watch?v=DvLN8PB14R4
 

Хореограф Надежда Калинина: «В Челябинске очень хочется поставить „Золушку“»

4 июня 2021 / Екатерина Волкова / Первый областной

Как омский хореограф ставит французские спектакли на сцене Театра оперы и балета.

В театре имени Глинки подходит к финалу уникальный балетный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». В масштабном событии приняли участие сразу пять театров из крупных городов России. Со своими спектаклями уже выступили труппы из Омска, Самары, Йошкар-Олы, Челябинска. Закрывается фестиваль 5 июня вечером одноактных балетов театра из Уфы.

Челябинский театр для XII фестиваля подготовил премьеру феерии «Сказки Гофмана». Этот проект стал возможен благодаря тесному сотрудничеству нашего театра, хореографа-постановщика Надежды Калининой и продюсерского центра Franceconcert. 

Благодаря этому союзу в репертуаре театра появились «Ида», «Кармина Бурана», а теперь и «Сказки Гофмана» — эти премьеры с успехом прошли в Европе. Мы побывали на балете и уже делились с вами впечатлениями о танцевальных номерах, сценографии и фееричной смеси театральных жанров на одной сцене.

Микс балета и оперы позволил развернуть под сводами Челябинского театра фантастическое и необычное действие. Из-за особенностей сцены хор пришлось размещать в ложах, а солисты выходили на сцену наравне с балетными артистами. 

Мы спросили у Надежды Калининой, как удалось вписать европейский спектакль в челябинский театр и в чем особенность смешения жанров.

У нас получился театр в театре. Мы развернули декорации, расписали шаги на сцене и поняли, что разместить хор не получится. Тогда пришло элегантное решение, благо, места в ложах еще не успели пустить в продажу. В итоге сцена получилась отличная, был воздух. Я пыталась минимально вписать солистов, не хотела дублирования персонажей на сцене. Но признаюсь, у нас были мысли добавить оперным солистам еще и движений, — смеется Надежда Калинина.

—  Синтез жанров — это запрос от театра или шаг в сторону зрителя и более масштабного действия на сцене?

— Для меня это в первую очередь желание самого театра сделать что-то новое. Конечно, когда я создаю проект, я думаю о зрителе, чтобы было понятно, интересно. Стараюсь представлять себя обычным человеком, который заплатил деньги, пришел на спектакль, чтобы получить удовольствие. Не критик театральный, а обычный зритель. И поэтому я жду чего-то потрясающего. Очень много в последнее время проектов, где увлеклись эпатажем, но перестали думать о публике. Все чаще происходит даже диалог между постановщиком и театром: вам спектакль для зрителя или для «Золотой маски»?

Балет-феерия «Сказки Гофмана» на сцене Челябинского театра оперы и балета

— То есть современные спектакли, например, с минималистичной сценографией и костюмами…

— Что значит «современные»? Еще Баланчин такие минималистские постановки делал, но он просто был ограничен по бюджету. Для меня минимализм на сцене — это всегда показатель того, что театр не может себе позволить декорации. Потому что в зрелищном дизайне это намного интереснее смотреть, чем вот это «убери все, и мы будем в черном кабинете смотреть на голые тела». 

Насколько это современно? Мне кажется, это уже прошлый век. Посмотрите по сторонам. Что делает «Метрополь»? Так что не надо прикрываться модой, если бюджет не позволяет. И все должно быть в этих декорациях и костюмах идеально. Если есть какие-то огрехи и складки, кто-нибудь из зрителей заметит. Не нужно думать, что зритель — дурак. И если постановку никто не понимает, то тоже не надо говорить, что нынче модно что-то не понимать. У нас была мысль добавить «Гофману» титры с французского, но мы отказались от этой идеи, потому что и без либретто происходящее на сцене очень понятно.

Балет-феерия «Сказки Гофмана» (Челябинский театр оперы и балета, постановщик — Надежда Калинина)

— Несколько челябинских спектаклей с успехом проехали Европу в рамках Franconcert. Насколько сложно ставить такие совместные проекты и как их принимали зрители?

— Разумеется, такое сотрудничество накладывает определенные обязательства, и я рада, что  Челябинский театр оперы и балета может себе это позволить. У меня сложились очень теплые отношения с труппой в целом, рада этому опыту.

Французские коллеги ограничивают число персонажей в спектакле и ставят условия в отношении декораций — те должны быть мобильными, чтобы с легкостью адаптироваться под разные сцены европейских городов, и при этом зрелищные. Собственно, я в этом стиле и работаю, не люблю минимализм. Мне всегда нужны какие-то красивые объекты на сцене, свет. 

Участвуют коллеги и в либретто. Например, для «Сказок Гофмана» была проделана грандиозная работа, я вырезала все речитативы, долго сортировала музыку, что оркестровать. Но итог понравился и мне, и публике. Челябинские спектакли, да и вообще русский балет очень ценится в Европе, там есть запрос на это. И приятно, что зрители в зале подготовлены. Например, во Франции не хлопают по ходу действия, копят эмоции для финала, зато после занавеса долго не отпускают артистов, очень щедры на овации. 

— А челябинская публика?

— Замечательная. Я бы с удовольствием поставила еще что-нибудь в Челябинске. Тем более что у меня отличные отношения с солистами и кордебалетом. Мечтаю в рамках Franconcert создать здесь «Золушку». Ведь у вас и принц есть, и солистки на роль Золушки и мачехи. Жаль, Франция пока в Прокофьеве не заинтересована, авторские сроки не вышли, но ждать осталось недолго.

Балет «Эсмеральда» (Омский музыкальный театр, постановщик — Надежда Калинина)

В рамках фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» Омский театр во главе с постановщиком Надеждой Калининой показал свою удивительную «Эсмеральду». Главная фишка спектакля — мистическая составляющая.

— Я оживила горгулий, прежде этого никто не делал. Да и в целом действие более мистическое. Даже название «Эсмеральда» уже не так уместно, кажется, больше подходит авторское от Гюго — «Собор Парижской Богоматери», — уточняет Надежда Калинина.

Действие разворачивается под записанную музыку — балет выложен на фрагментах сложных и красивых произведений французских и немецких композиторов, потому что постановщику категорически не хотелось использовать музыку, написанную классиком Пуни. Надежда Калинина сама составила музыкальный фон балета, долго и кропотливо подбирая фрагменты из сочинений Франка, Сен-Санса, Фаре.

В результате музыка «Эсмеральды» органично вписалась в действие, стала соучастником, вела зрителя за собой под своды собора, там, где звон колоколов, бедный горбун в рваной одежде, чувственная красавица-цыганка и раздираемый противоречиями священник.

Балет «Бахчисарайский фонтан» (Марийский театр оперы и балета)

В рамках фестиваля на челябинской сцене развернулась постановкой театра из Республики Марий Эл. Творческая группа из Йошкар-Олы представила балет о любви «Бахчисарайский фонтан» (главную роль в котором, кстати, исполнил министр культуры и руководитель театра Константин Иванов). А днем ранее самарский театр устроил вечер одноактных балетов.

Завершается фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» завтра, 5 июня, также одноактными балетами уфимского театра. И билеты еще есть в продаже!

Постоянная ссылка на материал:
https://www.1obl.ru/news/kultura/nadezhda-kalinina-v-chelyabinske-ochen-khochetsya-postavit-zolushku-da-avtorskiy-srok-ne-vyshel/
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!