Версия для слабовидящих
News

«Сказки Гофмана». Как из оперы сделать балет-феерию

XII Международный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» откроет грандиозная премьера – балет-феерия «Сказки Гофмана». Это новый проект челябинского театра и французского продюсерского центра «Franceconcert».

Хореографом-постановщиком спектакля выступила Надежда Калинина – серебряный призер I Федерального фестиваля «Театральный Олимп», лауреат VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» и V Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны».

– Для меня «Сказки Гофмана» – это абсолютно гениальная опера. Потребовалось немало времени, чтобы адаптировать сюжет под балет с учетом специфики этого жанра, – рассказывает хореограф. – Было непросто, но интересно. Основной акцент в нашей постановке сделан на артистах балета, они исполняют главных героев. Вокалисты и артисты хора в большей степени существуют в концертном исполнении.

– По замыслу Жака Оффенбаха, в опере главные женские партии должна исполнять одна артистка.

– Такой же принцип соблюден в балете. В этом заключается определенная сложность. Если исполнительнице партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» нужно показать два противоположенных персонажа, то в нашем спектакле артистке предстоит сменить четыре образа, абсолютно разных как по хореографии, так и по актерской подаче. И это впервые, когда в балете одной солистке нужно исполнять сразу четыре партии: театральной дивы Стеллы – возлюбленной Гофмана, которую мы видим в прологе и эпилоге, а также героинь трех новелл. Это глупая кукла-пустышка Олимпия, безумно душевная, лирическая, страдающая Антония и обольстительная Джульетта.

– Наверно, это колоссальная нагрузка для солистки…

– Безусловно. Но не меньшая нагрузка ляжет и на артиста, воплощающего образ демона. Вначале он предстанет в обличии Линдорфа – солидного пожилого денежного магната, покровителя Стеллы. Во второй новелле он перевоплотится в сумасшедшего изобретателя Коппелиуса, создателя Олимпии. Это гротесковый комический персонаж: горбатый, в очках, с взъерошенными волосами. Затем он станет Мираклем – директором театра, манипулирующим артистками. Ну и в последней части зло будет олицетворять Дапертутто – коварный сутенер, вытаскивающий изо всех душу.

– Интересно, как артисты отнеслись к такой серьезной задаче?

– Сложнее всех будет исполнителю партии Гофмана, так как он практически не сходит со сцены в этом спектакле. Хотя солист утверждает, что после партии Юноши из балета-кантаты «Кармина Бурана» ему уже ничего не страшно. А я отвечаю: «Ну, посмотрим…» (смеется – прим. автора). Это действительно очень сложный спектакль, но опыт показывает, что нет ничего невозможного.

– Вы вносили изменения в сюжет?

– Да, например, по-другому решена вторая новелла – для меня она самая сложная из трех. Антония у нас не подающая надежды оперная певица, а прима-балерина, влюбленная в Гофмана, своего поклонника. Миракль, в свою очередь, выступает не в роли врача, а в качестве директора театра. В спектакле оживает и образ Кляйнзака, о котором поется в опере. Это уродливый старик, богатый спонсор театра. Его тугой кошелек не раз помогал завоевать расположение артисток. Романтик Гофман же хочет спасти Антонию от навязчивого «мецената» – предлагает возлюбленной уехать с ним. На этом и строится конфликт героини: остаться в театре, где нужно не только исполнять балетные партии, но и развлекать богатых спонсоров, или выбрать тихую, спокойную жизнь.

Кроме того, чтобы перестроить сюжет под балетный спектакль, пришлось сократить некоторых персонажей в новелле о Джульетте. И Муза не будет пребывать в обличье друга Гофмана. У нас это женский образ, чистый, лирический, светлый. На протяжении спектакля она вдохновляет и спасает поэта.    

– А каким будет главный герой? Каким вы видите самого Гофмана?

–  Для меня было очень важным выстроить образ Гофмана, показать развитие персонажа. Глупая Олимпия, романтичная Антония и соблазнительная Джульетта – это и три составляющие Стеллы, и типы женщин, которые встречаются на пути каждого мужчины. Рассуждать можно как угодно. Но я также вижу, как, переживая любовные неудачи, меняется сам Гофман. В финале это уже совсем другой мужчина, не тот «подросток», интересующийся лишь внешней оболочкой девушек. И я считаю, что каждый поэт, каждый творец должен пройти испытания несчастными романами и быть благодарным этому опыту.  

Приглашаем на премьеру балета-феерии «Сказки Гофмана», которая состоится в рамках XII Международного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» 27 и 28 мая, начало в 19.00. 

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!