О ситуации, повлиявшей на весь мир, репертуарной политике, главных достижениях и грандиозных планах на будущее – в этом разговоре.
– Владимир Александрович, 2020-й год стал настоящим испытанием в том числе и для сферы культуры: длительная пауза, переносы спектаклей… На ваш взгляд, нам удалось преодолеть этот кризис или последствия ощущаются до сих пор?
– Да, 2020-й год всем запомнится надолго. Опыта работы в таких условиях не имел никто, все было впервые. Коронавирус унес жизнь одного из самых значимых людей коллектива – директора оркестра Валерия Александровича Михеля. Это невосполнимая утрата.
Как и везде, у нас были заболевшие, но массового заражения, как в некоторых крупных театрах, удалось избежать. Считаю, что было сделано все возможное: тестирование всего коллектива после отпуска, установка на служебном входе дезинфицирующего поста, который обрабатывает входящих в него людей ионами серебра, приобретение бактерицидных рециркуляторов воздуха, строгий масочный режим, проветривание и обработка помещений и т. д. Сейчас, анализируя прошедшее время, могу сказать, что нам удалось выйти из ситуации с наименьшими потерями.
– Кстати, об установке в театре постов дезинфекции – эта тема активно обсуждалась в социальных сетях. Некоторые челябинцы усомнились в их эффективности и даже обвинили нас в «проведении опытов над людьми». Их использование действительно безопасно и помогает в профилактике коронавирусной инфекции?
– Во-первых, на кабины дезинфекции у нас есть все необходимые сертификаты безопасности – документы находятся в свободном доступе на сайте театра. Во-вторых, подобные дезинфицирующие посты используют во многих странах мира. Такой опыт есть и в ряде других театров, спортсооружений России. Вопрос в другом – паника в умах отдельных людей. Есть даже название им – COVID-диссиденты, которые отрицают все меры безопасности, но при этом хотят быть здоровыми. Такие люди, конечно, есть и в театре. Они писали анонимки в разные инстанции, привлекали сторонних людей для своей поддержки, пугали судами. У меня всегда был и есть один ответ – я не могу думать об одном человеке, мне нужно думать обо всем коллективе. У всех есть возможность находиться дома, закон разрешает – в ответ ни одного заявления по уходу в отпуск за свой счет.
– Пандемия коронавирусной инфекции, безусловно, отразилась и на творческом процессе…
– Театр был закрыт для посещения с середины марта по сентябрь. В режиме самоизоляции артистический персонал находился дома. После возращения к работе основной задачей стало восстановление творческой формы артистов и репертуара театра. Считаю, что нам удалось это сделать. Кроме того, до конца 2020-го года мы выпустили четыре премьеры: оперы «Садко» и «Орфей и Эвридика», балет «Ромео и Джульетта», детский мюзикл «Алиса в стране чудес». Одновременно с премьерами прошел большой фестиваль, посвященный 180-летию П. И. Чайковского, с приглашением российских звезд оперной и балетной сцен. Следом – весьма насыщенная новогодняя кампания. Далось это нелегко, и я благодарен всему коллективу за самоотверженный труд.
– А как закрытие границ повлияло на гастрольные планы театра? Много ли поездок пришлось отменить?
– На 2020-й год были запланированы гастроли солистов оперы в Южную Корею, где они должны были выступать с корейским симфоническим оркестром. Не состоялись гастроли балета в Китай со спектаклем «Анна Каренина». Отменены гастроли во Францию со спектаклем «Кармина Бурана». Этот проект особенно жаль. Впервые мы должны были ехать полным составом: артисты балета, оркестра, хора и солисты оперы.
– Задам вопрос, волнующий наших зрителей. С течением времени какие-то постановки уходят из афиши – это естественный процесс для любого театра. И все-таки, как принимается решение о снятии спектакля с репертуара? Какие факторы на это влияют?
– При принятии решения о списании спектакля учитываются три фактора. Первый – зрительский интерес к спектаклю. Второй – творческое состояние спектакля. Третий – техническое состояние декораций и костюмов. Когда все три составляющих совпадают, и принимается решение о списании. В основном это спектакли, которые уже отработали по десять лет. Бывают и неудачные постановки. Создание спектакля – довольно сложный процесс и никто от неудачи не застрахован.
– Как бы вы могли охарактеризовать нынешнюю репертуарную политику театра? Какие спектакли вы хотите видеть на нашей сцене?
– Что бы мы ни делали, главная задача неизменна – это интерес зрителя к новому спектаклю. В ближайшие годы акцент будет сделан на спектаклях, которые никогда не шли на этой сцене или шли, но очень давно.
– В этом году наш театр отметит знаменательное событие – 65-летний юбилей. Что войдет в праздничную программу мероприятий? Какие премьеры увидит зритель?
– Празднование 65-летнего юбилея театра намечено на конец сентября 2021-го года. Мы уже начали готовиться к этому событию. Конечно, будет гала-концерт артистов оркестра, балета, хора и солистов оперы. Кроме того, обязательно будет премьера спектакля – это «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. Красивая музыка, большое количество массовых сцен, очень яркие сольные партии для солистов оперы, большие возможности для художников, интересное и привлекательное название – что еще нужно для праздничного вечера?! Также в рамках празднования пройдет премьера балета «Корсар» Адольфа Адана. Надеемся, что мы успеем открыть музей театра.
Что касается премьер 2021-го года, могу сообщить следующее. 13 и 14 февраля состоится премьера балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». 3 и 4 апреля мы представим премьеру оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта».
На конец мая намечена премьера спектакля «Сказки Гофмана» – очередная совместная постановка с нашими партнерами «Franceconcert» из Франции. Это балет-феерия, вдохновленный одноименной оперой Жака Оффенбаха, с участием артистов балета, хора и солистов оперы.
В конце сентября зрителей ждет премьера оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», в конце октября – балета Адольфа Адана «Корсар». Да, чуть не забыл. Мы должны поставить новогодний спектакль для детей. Над названием пока думаем.
– Будет ли продолжено наше сотрудничество с Большим театром России?
– Да. 13, 14 февраля в нашем театре пройдет премьера балета «Дон Кихот». Декорации и костюмы безвозмездно переданы нам Большим театром. Художник-сценограф – народный художник России Сергей Бархин, костюмы изготовлены по эскизам Василия Дьячкова (1906 г.). В ноябре 2021-го года Большой театр приедет в Челябинск с очередными гастролями. Зрители смогут насладиться оперой «Свадьба Фигаро» в концертном исполнении и балетом «Жизель» в постановке выдающегося хореографа XX века, народного артиста СССР Юрия Григоровича.
– За последние несколько лет внешний облик театра и территория вокруг него колоссально преобразились. А планируется ли ремонт внутри здания?
– К сожалению, в этом году финансирование на это не предусмотрено. Надеемся на будущее. Но есть то, что мы все-таки планируем. Как я уже говорил – это музей, это новый антрактно-раздвижной занавес, это замена деревянного настила сцены, это новый противопожарный занавес. Будет восстановлена подсветка театра. Надеюсь, что все произойдет, и что мы все успеем.
– Этот год ознаменован еще одним юбилеем – десять лет, как вы руководите Челябинским театром оперы и балета. За это время было многое сделано. Интересно, что вы считаете главным, и какие задачи сейчас стоят перед вами?
– Главное – это укрепление творческого коллектива. В этом году к нам пришло шесть первых выпускников хореографического колледжа (квалификация «Артист балета») при ЮУрГИИ, открытого по инициативе театра. Помимо артистов балета, сейчас там готовят артистов народного и современного танца. В театре существует стажерская группа солистов оперы и оркестра. Несколько человек уже перешли в основной состав. При театре появилось служебное жилье. Сейчас там проживает 24 человека. Благодаря нашей инициативе служебное жилье появилось при других театрах и филармонии. В прошлом году начала работать программа по оплате процентов банкам по ипотечным кредитам для творческого состава. Сейчас в ней 18 человек. Программа будет развиваться и дальше.
Это постановка новых спектаклей. Если раньше театр выпускал две-три премьеры, то сейчас (без учета 2020-го года) мы выпускаем четыре-пять новых спектаклей. При этом они стали масштабнее, творчески сложнее и, соответственно, более дорогими.
Это гастроли. Если ранее театр практически не выезжал на гастроли, то сейчас мы стали выбирать, что интереснее для коллектива. Это серьезный стимул для артистического персонала.
Это укрепление материальной базы. Построено новое здание, в котором созданы условия для хранения декораций и современный цех по росписи декораций, который переехал из основного здания. В результате театр получил второй большой репетиционный зал, в котором проходят репетиции всего творческого состава. У нас появилось современное световое и звуковое оборудование, что сразу сказалось на качестве спектаклей. Проведен ремонт фасадов театра и благоустройство территории, приобретены новые музыкальные инструменты и многое другое.
Что касается будущего… Мне всегда больше интересно то, что в будущем, чем в настоящем. Прошлое прошло, сегодняшнее работает. На будущее также есть идеи, будем их реализовывать. Обязательно сообщим!