Москва – Челябинск
Шляпы, веера, плащи, балетные пачки – одних только элементов костюмов насчитывается более 500. А еще сотня предметов бутафории и реквизита, объемные декорационные конструкции. Творения известных художников Сергея Бархина и Василия Дьячкова к постановке Большого театра «Дон Кихот» 1999 года на челябинской сцене обретут вторую жизнь.
Декорации, костюмы и реквизит переданы нашему театру в рамках соглашения о сотрудничестве Челябинской области и Большого театра России. По такому же принципу была поставлена и опера «Богема» Джакомо Пуччини.
Жемчужина классического наследия
Над новой хореографической редакцией спектакля «Дон Кихот» работает главный балетмейстер челябинского театра Юрий Выскубенко.
– Я очень отчетливо помню, как смотрел этот балет в постановке Алексея Фадеечева в Большом театре. Даже помню, в какой ложе зрительного зала находился. Тогда спектакль произвел на меня потрясающее впечатление! – рассказывает Юрий Сергеевич.
– Уже прошло полтора века с мировой премьеры «Дон Кихота», а зрительский интерес к нему не угасает…
– Действительно, это масштабный, красочный и увлекательный балет, жемчужина в сокровищнице мирового классического наследия. В 1869 году его впервые поставил Мариус Петипа, и «Дон Кихот» стал единственным классическим балетом 19 века, созданным именно в Большом театре, а не в Мариинском. Затем, в 1900 году, состоялась премьера постановки Александра Горского. Он совершил революцию в балетном искусстве, потому что каждый артист стал до мельчайших подробностей понимать, что он должен делать на сцене, где находиться и какую функцию выполнять. Этот же принцип я хочу соблюсти в нашем спектакле.
– Какие еще задачи вы перед собой ставите?
– Для меня важно, чтобы зрители получили яркие и позитивные впечатления, испытали чувство радости и восторга, подобные тем, которые зарядили меня при просмотре балета «Дон Кихот» в Большом театре. Я практически не вмешиваюсь в существующую хореографию. Естественно, останется знаменитое па-де-де, это безусловный шедевр. Сохранятся партии Китри и Базиля, они любимы не только зрителями, но и артистами. В разное время в них блистали такие звезды, как Михаил Мордкин, Матильда Кшесинская, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев. Художественный руководитель нашей балетной труппы Юрий Клевцов также выступал в партии Базиля. Я тоже ее исполнял и получал огромное удовольствие.
– Существует более ста постановок этого балета, чем будет отличаться ваша?
– У нас очень своеобразной получилась джига – яркий и динамичный танец. Мы создали юморную сценку в таверне, где матросы увлечены одной девушкой. Кроме того, у нас появилось новое романтическое адажио Китри и Базиля. Это единственный момент, когда главные герои остаются наедине. Базиль пылко признается Китри в любви, а она ответит ему взаимностью. Здесь используется неоклассическая хореография, при этом стилистическая канва балета не нарушается.
Балет-праздник
Темпераментные танцы, виртуозные трюки, юмор и романтика. «Дон Кихот» – настоящий праздник не только для поклонников балета, но и для самих артистов.
– Благодаря костюмам Большого театра нам удалось в полтора раза увеличить состав исполнителей, – добавил Юрий Выскубенко. – В спектакле очень много гротесковых персонажей: Гамаш, Лоренцо, Санчо Панса и другие. Каждый артист сможет себя проявить, продемонстрировать свое мастерство.
Шедевр Людвига Минкуса называют самым веселым и искрометным балетом. «Дон Кихот» переносит зрителей в жаркую Испанию, где тореадоры и уличные танцовщицы, гитары и тамбурины, фанданго и болеро…
Премьера балета «Дон Кихот» в новой хореографической редакции Юрия Выскубенко намечена на 13 и 14 февраля.