Версия для слабовидящих
News

Надежда Грачёва: «Не бывает совершенного исполнения»

Благодаря сотрудничеству театра оперы и балета имени Глинки и Большого театра челябинские артисты имеют возможность брать уроки профессионального мастерства у педагогов с мировым именем.

Народная артистка России, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена Почёта. На прошлой неделе мастер-классы для балетной труппы давала педагог-репетитор Большого театра Надежда Грачёва.

– Надежда Александровна, в одном из ваших интервью вы сказали, что впервые увидели балет Большого театра по телевизору в шесть лет и заявили, что «непременно будете танцевать». Как на это отреагировали ваши родители?

Действительно, тогда балет произвёл на меня сильное впечатление. Можно сказать, Большой театр стал моей голубой мечтой, моей целью. В шесть лет родители отдали меня в балетную студию в Семипалатинске, в девять – в балетную школу. Я с удовольствием училась этому искусству. Особая поддержка чувствовалась от папы, который говорил: «Я очень хочу, чтобы моя дочь стала балериной».

– И вы поступили в Алма-Атинское хореографическое училище…

Я благодарна своему педагогу Саре Идрисовне Кушербаевой. Понимаете, у меня хорошие данные: не стоит больших усилий прыгнуть или высоко поднять ногу. Тогда Сара Идрисовна сказала мне: «Из тебя не получится никакой балерины. Ты пользуешься тем, что у тебя есть, и всё делаешь поверхностно. А вот глубже уйти в свою профессию, познавать искусство до мелочей не получается».  Эти слова пробудили во мне злость в хорошем смысле слова, стали толчком. Я решила, что докажу обратное. И с того момента начала заниматься балетом по-взрослому, осознанно.

– Надежда Александровна, для вас важно быть первой, быть победителем?

Быть первой – очень тяжело, однако я всегда к этому стремилась. Показатель уровня мастерства для балерины – это её работа на сцене: каждый новый выход должен быть лучше предыдущего. В нашей профессии не бывает совершенного исполнения, потому что всегда есть мелочи, над которыми можно и нужно работать. Всю жизнь буду признательна моим педагогам, благодаря которым я имела возможность расти и развиваться. Это Марина Викторовна Кондратьева, Галина Сергеевна Уланова, Юрий Николаевич Григорович, Николай Борисович Фадеечев и многие-многие другие.

– В Большом вы исполнили практически все спектакли репертуара, а помните свой первый выход на сцену этого театра?

Моей первой партией в качестве артистки Большого театра стала Повелительница из «Дона Кихота», Китри исполняла тогда Нина Ананиашвили. Этот спектакль с нами делала Раиса Степановна Стручкова, которая вселила в меня веру, убедила, что нужно просто выходить к зрителям и получать удовольствие. Не могу сказать, что тогда я боялась сцены. Спасибо моему педагогу из Московского хореографического училища Софье Николаевне Головкиной, благодаря ей в моём репертуаре уже было и «Лебединое озеро», и «Пахита», и «Тщетная предосторожность», и «Копеллия». Понимаете, я уже столько партий исполнила, что сцену Большого театра не боялась и действительно получила удовольствие от своего первого выступления.

– Расскажите, чему вы учили челябинских артистов на своих мастер-классах?

Мне нравятся грамотные и «чистые» позиции ног. Нравится, когда артист понимает, что он делает. В балете есть такое выражение «поющие ноги» это, когда танцовщик одной лишь ступнёй может рассказать многое. Такое мы часто видим в исполнении западных трупп, особенно французских. Однако русский балет отличается тем, что мы танцуем душой: не просто работаем ногами, а «говорим» своим верхом. Техника важна, но ещё важнее каждым своим жестом и взглядом донести до публики, о чём балет. Я добивалась, чтобы артисты раскрепостили верх, чтобы они понимали, что делают. Меня в своё время этому научила Галина Сергеевна Уланова. Она вытащила то, что было глубоко внутри меня.

– Интересно, как Галине Сергеевне это удалось?

Галина Сергеевна с каждым артистом работала индивидуально, при этом никогда не заставляла копировать чужую манеру исполнительства. Помню, мне дали «Жизель». Я пришла в зал в предвкушении, что сейчас великая балерина покажет мне, как нужно танцевать эту партию. Однако Галина Сергеевна сказала: «Если я тебе покажу, то это будет моя Жизель. Ты сейчас будешь делать сама, а я буду тебя направлять». Иногда мы просто с ней разговаривали, поначалу казалось, что ни о чём, но потом я понимала, что это и было уроком. Через какие-то жизненные примеры она подсказывала мне, как нужно правильно поступить. А когда я готовилась к «Лебединому озеру», Галина Сергеевна поехала со мной в парк. Там мы смотрели на лебедей, восхищались величеством этих птиц – поворотом головы, мощными крыльями, шеей… Позже я осознавала, что пробую повторять эти движения на себе.

– Скажите, какие у вас впечатления от работы с артистами нашего театра?

Мне очень понравилось с ними работать. Они открытые, учитывали каждое моё замечание, у них глаза горели! Наверно, самое приятное для педагога – это видеть колоссальное желание артистов заниматься. Также я индивидуально поработала с тремя балеринами (Викторией Дедюлькиной, Екатериной Хомкиной-Сафроновой, Ингой Карповой – прим.). Все они абсолютно разные. С Викой мы готовили «Пахиту» роль для неё совершенно новая. Очень интересно направлять её и подсказывать, какой она должна быть в этом балете. Вика очень умная и целеустремлённая балерина. Работа с Катей была выстроена совершенно по-другому. Она опытная балерина, исполняла «Лебединое» не один раз. Здесь уже шла тончайшая работа над образом и достижением технического совершенства. Что касается Инги (мы готовили «Эсмеральду» и «Спящую красавицу»), то это юная балерина, у которой есть все шансы стать настоящей, сильной балериной! Главное, поверить в себя и свои возможности.

– Надежда Александровна, пожелайте что-нибудь челябинским артистам?

Каждый артист всегда о чём-то мечтает. Об этом желании он может никому не говорить, но бывает, приходит домой, садится, закрывает глаза и представляет себя в определённой роли. Вот пусть эти внутренние желания всегда исполняются. Конечно, всё зависит от самого человека, от его стремления и от того, сколько сил он прикладывает для осуществления своей мечты.

 

В благодарность педагогу

После мастер-классов Надежды Александровны Грачёвой исполнители ведущих партий рассказали, чем полезны такие занятия и что для них значит встреча с прославленной балериной.

Виктория Дедюлькина:

Это огромное счастье, что мне удалось поработать с таким замечательным педагогом и великолепной балериной! Повезло, что только-только выучив партию Пахиты, я продолжила её готовить с Надеждой Александровной. На репетициях мы прорабатывали мизансцены и нюансы: взгляды, поворот головы, шаги - именно они передают зрителю главный смысл. У всех артистов разная фигура и пропорции, Надежда Александровна видела то, что в моём исполнении выглядит не очень хорошо: ракурс, движения рук или другие нюансы, и путем проб мы искали тот вариант, который будет меня украшать, а не портить. И, конечно, в замечаниях, касающихся техники, Надежда Александровна не просто указывала на ошибки, а сразу говорила, что нужно сделать, чтобы всё получилось. Я очень благодарна нашему театру, который предоставил мне эту возможность и, конечно, Надежде Александровне Грачевой!

Екатерина Хомкина-Сафронова:

Надежду Александровну я помню и знаю с детства. Её фотографии висели у нас в училище, и от них невозможно было отвести взгляд. Для меня возможность поработать с ней – это подарок судьбы. Надежда Александровна училась у легендарной Галины Сергеевны Улановой, а это для артиста, поверьте, многое значит. Советы Надежды Александровны мне очень помогли – особенно понравилось, как она подходит к образам героинь, отмечает тонкости в исполнении хореографии. Большое спасибо Надежде Александровне за её работу с нами, за этот заряд энергии! Надеюсь, что она приедет к нам ещё раз.

Инга Карпова:

Надежда Александровна очень мягкий, располагающий к себе педагог. Она настоящий психолог с особым подходом к репетициям. Мы работали над «широтой» исполнения, чего мне не хватает. Надежда Александровна моментально подмечает недостатки и знает, как помочь балерине их исправить. У неё от природы есть чувство вкуса и умение превращать набор движений в прекрасный гармоничный танец.

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!