Версия для слабовидящих
News

Бенефис как признание.

Интервью с народной артисткой России Натальей Заварзиной.

В субботу, 16 декабря, в Челябинском академическом государственном театре оперы и балета им. М.И. Глинки бенефис народной артистки России Натальи Заварзиной.

В преддверии этого события мы встретились с певицей. Не так часто на театральных сценах проходят бенефисы, хотя сам термин известен больше двух столетий. Это был способ выразить поддержку талантливым артистам, которые заслужили любовь и признание публики.

- Бенефис в жизни артиста бывает один раз в жизни, - рассказывает Наталья, - это особый творческий отчет перед публикой за все годы творческой жизни. Не надо путать его с юбилейными датами, они отмечаются гораздо чаще.

-Наталья, перелистывая страницы нашей газеты, можно проследить всю вашу творческую судьбу в Челябинске, с момента, когда губернатор области Петр Иванович Сумин пригласил вас на работу в оперный театр. Петр Иванович любил оперу, он не раз слушал вас в концертах, в том числе прославленной Магнитогорской академической хоровой капеллы. В «алмазный венок» событий вашей певческой биографии вплетено слишком много: Москва, где ваше имя уже появлялось в афишах во времена учебы в консерватории, участие и дипломы вокальных конкурсов и фестивалей в Италии, зарубежные гастроли по странам Западной Европы, ведущие партии в спектаклях, отобранных на «Золотую маску», опереточный репертуар, концертная деятельность, и, наконец, преподавание в институте музыки на кафедре сольного пения, - всего не перечислить.

- Восемнадцать сезонов на сцене челябинского оперного театра я считаю самым главным и важным периодом в своей жизни. И хотя они пролетели очень быстро, не могу сказать, «как восемнадцать дней», - в них было много ярких, не всегда простых, но запоминающихся событий. И поэтому первое отделение концерта я посвящаю опере. Но это будет не просто исполнением арий, а сцены из опер. Например, из уже снятого за давностью из репертуара спектакля «Свадьбы Фигаро» Моцарта, который ставил в свое время режиссер Георгий Соломонович Миллер. Партия графини была моей премьерной в театре. Из оперы Чайковского «Пиковая дама» это будет известная сцена «у зимней Канавки»». Еще две любимые «оперные страницы» из «Аиды» Верди и «Тоски» Пуччини.

- Бенефис предполагает, кроме главной героини события, и других участников. Кто они?

- Это солист Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Полкопин, Юрий Никитин, лауреаты международных конкурсов, солисты нашего театра Екатерина Бычкова, Павел Чикановский, Александр Сильвестров, народный артист России Николай Глазков, заслуженная артистка России Марина Новокрещенова, народная артистка России, прима-балерина Татьяна Предеина, солисты балета Алена и Михаил Филатовы и многие другие, хор, оркестр нашего театра.

Режиссер концерта Вадим Кейш, с которым я проработала все эти годы. Дирижер Александр Матушкин. Жаль, что я не могу упомянуть всех, но, пользуясь случаем, заранее хочу поблагодарить тех, кто принимает участие в этом важном для меня событии.

- Во втором отделении нас ожидают сюрпризы? Ведь поклонники знают вас и как камерную певицу, исполнительницу романсов. И еще оперетта… В анонсе озвучено участие ансамбля «Ариэль». Расскажите, чем порадуете, удивите.

- Скажем так: программа второго отделения не будет столь академичной. Хотелось порадовать зрителей разнообразием. А сюрпризы на то и сюрпризы, заранее о них не говорю, но приглашаю всех в этот вечер в оперный театр.

- Чем заняты перед таким ответственным событием?

- Я только что приехала из Магнитогорска, где был первый фестиваль оперетты, пела Марицу в одноименной оперетте Имре Кальмана, очень люблю эту партию. Для меня Магнитогорский театр оперы и балета очень родной, в нем я начинала оперную биографию. Там ежегодно проходят оперные фестивали, в которых принимают участие многие известные мастера. Уровень очень высокий, хотя сам театр небольшой, но популярный, любимый, востребованный.

А пред этим был фестиваль в Сочи, где тоже побывало много оперных певцов. Хорошие голоса, но прослеживается тенденция: преобладает камерная музыка, концерты проходят в сопровождении рояля, небольших оркестров и собирают очень много слушателей. Раньше мне казалось, оперные певцы не стремились столь разнообразить жанры, сегодня в искусстве модерн и классика успешно присутствуют на сцене, а джаз звучит на органе. Как не согласиться с мнением классика: в музыке есть два жанра: хорошая и плохая. Меня всегда тянуло к исполнению романсов, которые в советское время были объявлены жанром «мещанским». А ведь сколько великих композиторов, поэтов сочиняли именно романсы.

Гости «гостиной…»

-  У романсов во все времена было немало защитников. В театре пользуется успехом программа «Музыкальная гостиная», собиравшая много поклонников. Причем, всегда была специальная тема, которая не повторялась. Это же ваше детище, просветительский образовательный проект.

- Да это было мое предложение, мой проект, на протяжении 5 лет. Я представляла публике молодых солистов, представляли в теплой, неформальной обстановке. Атмосфера запоминалась. Гости и исполнители общались, задавали вопросы. Позже побывавшие на таких встречах зрители шли на спектакли в театр.

- Наталья, сегодня вы возглавляете кафедру сольного пения в Южно-Уральском институте искусств имени Чайковского. Что значит для певицы преподавательская деятельность?

- На самом деле очень интересная работа, я занимаюсь ей не первый год. Это очень живой, эмоциональный процесс, который тебя поглощает. Какой-то невероятный энергетический прилив, который заражает позитивом. Ты по-прежнему в профессии, а успехи учеников становятся и твоими. Мастер-классы, участие в жюри - это новые грани. Конечно, у каждой певицы есть партии «возрастные» и неизбежно в творческой биографии наступает момент, когда на смену приходит другое поколение. Время диктует свои правила. Сегодня, как никогда и во всех сферах.

На канале «Культура» реализуется проект «Большая опера». Это и конкурс, и мастер-классы. Мастера мирового уровня отмечают, что многие партии поют очень молодые вокалисты и прекрасно с этим справляются. Однако, когда по телевидению транслировались мастер-классы, которые давали Елена Образцова, Тамара Синявская, Дмитрий Хворостовский, это действительно были настоящие спектакли. Одновременно учится и зритель. К тому же все великие мастера оперных сцен очень успешно пробуют себя в других жанрах.

- Что ждет ваших поклонников?

- По-прежнему встречи со мной. Просто изменится, как теперь говорят, их формат. В январе в концертном зале «Родина» состоится наш совместный рождественский концерт «Аве Мария» с народным артистом России органистом Владимиром Хомяковым. Готовлюсь к юбилею Рахманинова, очень люблю его романсы, не раз выступала со специальной программой. Концертная деятельность остается, меня приглашают для участия в концертах и в другие города и за рубеж.

- Наталья, а что за персональная программа «Музыкальная гостиная Натальи Заварзиной»?  О ней говорят.

- Как-то на гастролях в Европе,  я попала  в ресторан, где звучала очень хорошая музыка. Увидев мое удивление, мне объяснили, что это не просто ресторанный зал, куда приходят случайные люди, а музыкальный, с хорошей акустикой, билетами, объявленными программами, профессиональными исполнителями. Это тип большого музыкального салона, которые в свое время были популярны и модны в Петербурге. Сегодня многое возвращается в нашу жизнь. Театральные залы большие, но не всегда же находятся тысячи поклонников, для тех же любителей романсов. А маленький – идеальное место. Такой салон есть и в Челябинске, куда меня приглашают и с программой, которая так и называется «Музыкальная гостиная Натальи Заварзиной». Меня радует, что зал с моей программой всегда полон.

- И все же «только раз бывает в жизни…бенефис»? Что чувствуете?

- Этот очень важный момент в жизни. И я хотела бы сказать, что благодарна судьбе за годы, проведенные в этих стенах. Людям, с которыми мне пришлось работать: это мой первый директор  Николай Федорович  Кублицкий, дирижеры Сергей Владимирович Ферулев, Андрей Лебедев, Антон Гришанин, Азат Максутов, режиссеры Георгий Соломонович Миллер, Алексей Степанюк, Андрей Сергеев. Это мои коллеги - солисты, артисты оркестра, хора, мастера пошивочного, обувного цехов, осветители, звукорежиссеры, парикмахеры, костюмеры, монтировщики, все те, кто вносит свой вклад в создание спектаклей и программ. А точку в творчестве? Да рано еще ставить…

Лидия Старикова, газета «Южноуральская панорама».

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!