Версия для слабовидящих
News

"Театр стал для меня великой школой!"

Интервью с Тамарой Нарской, балетмейстером и репетитором балета театра (с 1961 по 1998 гг.)

Она посвятила театру оперы и балета им. М. И. Глинки 37 лет своей жизни. Это были годы непрерывного и увлекательного творческого процесса. Именно тогда Тамара Борисовна Нарская состоялась, как балетмейстер и репетитор балета. В преддверии 60-летнего юбилея театра Заслуженный работник культуры России поделилась самыми яркими воспоминаниями за время работы с труппой.

Тамара Борисовна, можно сказать, что в Челябинск вас привело сердце. Расскажите, как вы стали репетитором и балетмейстером театра?

- У меня в Челябинске в 1959-1960 гг. в силу обстоятельств работал мой муж Владимир Павлович Нарский, он был ведущим солистом балета. Когда он здесь работал, я к нему приезжала. Балетмейстером здесь был тогда Отар Михайлович Дадишкилиани, репетитором – Софья Михайловна Тулубьева. Это была настоящая школа классического танца! Случилось так, что Софью Михайловну пригласили преподавать в Пермское хореографическое училище. Мы получили приглашение с Владимиром Павловичем и приехали сюда в марте 1961 года.

Наверняка, сразу же включились в творческий процесс?

- Когда я приехала сюда, Отар Михайлович уехал на постановку. Осталась я и инспектор балета Всеволод Соломонович Криворуцкий. Все! Больше никого из руководства не было. Мне пришлось брать на себя организацию репетиций, изучать тексты и так далее. А ведь текст балета записать невозможно. Пусть меня как угодно убеждают, но это невозможно! Можно записать схему движений, но эмоциональность, умение передать образы, это невозможно сделать. Ведь все еще зависит от индивидуальности артиста. Каждый спектакль – это новое произведение, это новое состояние солиста.

Я приехала в труппу, в которой был огромный репертуар! У нас первое десятилетие шло 23 балета! Ни один театр в то время не мог похвастаться, что у него такой репертуар! Шла «Шакунтала», это эпос индийский, шли «Три мушкетера», шел «Маскарад» на музыку Льва Лапутина, три балета Петра Чайковского, три балета Сергея Прокофьева. Мы сохраняли этот репертуар. У нас каждый год было три новых спектакля балетных и оперных. А к этому было еще два возобновления: обновлялось оформление

спектаклей, появлялись новые составы. Наряду с этим шли такие оперы, как «Руслан и Людмила», где целый акт балета, это «Фауст», где тоже целый акт «Вальпургиева ночь», «Русалка», в которой в первом и втором акте были танцы. Танцев было море! В театре в субботу и воскресенье было по два спектакля. При этом я была одним репетитором и все успевала - и сына растить, и за мужем ухаживать.

Как вам это удавалось? Ведь это огромный пласт работы!

- Понимаете, нам тогда всем очень повезло! У нас был уникальный руководитель – Исидор Аркадьевич Зак (один из основателей, первый главный дирижер театра). Может быть две или три фамилии можно назвать рядом с ним по всей России и Европе. Он был действительно вдохновителем и организатором всего творческого процесса!

Тамара Борисовна, вы проработали в театре оперы и балета 37 лет! Можно ли выделить самое яркое событие за это время?

- Я могу выделить только первое десятилетие! И дело не только в том, что в театре был большой репертуар. У нас была очень выразительная труппа! Какую бы фамилию я вам сейчас не назвала, это были большие артисты. В первую очередь, я назову Владимира Михайловича Постникова. Это человек необыкновенного обаяния! Когда его смотришь, ощущение, что он родился таким. У него ни одного деланного движения. Я, конечно, называю Владимира Павловича Нарского, который протанцевал здесь много лет. В кордебалете он не стоял ни одного дня, он был сразу определен, как солист балета. Был Юрий Сидоров, может быть не очень хороший танцовщик, но это был артист с большой буквы! Был Миша Щукин, который отличался внешней красотой. Это был герой-любовник на сцене. Потому что спектакль «Маскарад», поставленный Дадишкилиани, это был спектакль, сделанный на конкретных людей.

В женской труппе Галина Михайловна Борейко – очень эмоциональная и выразительная актриса, на которую ходила публика. Лариса Ратенко, без которой представить себе первое десятилетие невозможно! Ира Сараметова, когда она танцевала Хасинту в «Лауренсии», у всех в зале были мурашки. Это очень эмоционально выразительная актриса! Причем, у нас не было такого – это балерина, а это не балерина. У нас была очень большая группа солисток, которых мы называли царицы вариаций. Такой у нас была Дина Лебедева, такая у нас была Эля Кузьмина.

Как считаете, что еще отличало театр в тот период?

- Труппа была очень мобильной. Воспринимали любой репертуар, быстро учили, быстро делали. Вероятно, я их своим авторитетом как-то организовывала. Солисты были разные по дарованиям.

У нас была огромная гастрольная география: Запорожье, Архангельск, Магнитогорск, Иркутск, Красноярск, Оренбург, Ярославль. В Астрахани не один раз были, мы были на Кавказе. Театр был популярен, его знали, к нам ехали с удовольствием!

Многие вспоминают гастроли балетной труппы театра в Москве в 1968 году. Что там такого произошло?

- Это, конечно, был взрыв признаний! Мы возили туда «Шакунталу», «Три мушкетера» и «Ромео и Джульетту». Владимир Нарский исполнял роль Меркуцио, Юрий Сидоров – Тибальта. Джульеттой была Ирина Сараметова. Так вот, когда Лиепа пришел на сцену, он сказал: «С такой Джульеттой я бы танцевал с удовольствием»! Это такая выразительная актриса, о которой можно целую книгу написать. Владимира Нарского и Юрия Сидорова зрители вызывали на бис 11 раз! Вы можете себе такое представить?

Время пролетело быстро, театру вот-вот исполнится 60 лет…

- Я считаю театр своей великой школой! Это школа становления меня, как специалиста. С профессиональной точки зрения здесь были созданы все условия! Поэтому, когда стал вопрос о присвоении театру звания «академический», я с удовольствием ходатайствовала об этом вместе с театром. У меня всегда была внутренняя боль, что я не занята театром, когда уже работала педагогом в Челябинской академии искусств. Но считаю, что эту любовь я передала своим выпускникам. Это было золотое время. Я рада, что сейчас обратились к репертуару через современную призму. Но для меня мой театр – это мой театр. Я ему отдала свою жизнь и молодость. Это мой театр, который всегда был образцом высочайшей культуры, драматургии, музыкальности и стиля! Это я бы хотела видеть на всех спектаклях!

Фото из личного архива Т. Б. Нарской

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!