16 января на сцене Челябинского театра оперы и балета им. М.И. Глинки будет исполнена кантата «Кармина Бурана» – самое известное сочинение одного из величайших музыкантов ХХ века, немецкого композитора Карла Орффа (1895 - 1982).
Авторское определение жанра типично для Орффа: светские песни для певцов и хора в сопровождении инструментов с представлением на сцене.
Источником вдохновения композитору послужил сборник стихов, найденный в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн, известный как «Carmina Burana», крупнейший известный истории сборник поэзии вагантов (средневековых странствующих поэтов), составленный в Южной Германии в XIII веке и насчитывающий 315 текстов различного объёма, написанных на латинском языке, диалекте средненемецкого, со вставками старофранцузского языка.
Главной идеей всего литературного многообразия было то, что в мире нет ничего вечного, и человек со всеми своими маленькими радостями и печалями – лишь игрушка в руках капризной судьбы, символом непостоянства которой является вращающееся Колесо фортуны.
Из первоисточника Орф взял больше двадцати песен, смонтировал их и создал драматургическую композицию из 3-х частей: "Весна", "В таверне" и "О любви".
«Весна» – прославляет весеннюю природу, расцветающую под лучами Феба, и Флору, украшающую весь мир свежей зеленью. И Май песни приветствуют за то, что в людские сердца он вселяет любовь. И девушек, просящих странствующего торговца продать им румяна, чтобы парни их крепче любили.
«В таверне» – подвыпившие посетители таверны хвалят чревоугодие, поют о чувствах лебедя, попавшего в кастрюлю и жалующегося на превратности судьбы; кто-то высмеивает церковное пение, а с особой охотой все славят Бахуса, умножающего веселье людей.
И, наконец, в третьей части звучат хвалебные песни в честь богини любви - Венеры.
Но наиболее известной является хоровая композиция «О, Фортуна», которая содержит музыкальное зерно всей кантаты с характерной для композитора мелодией, гармонией, фактурой — архаичной и завораживающей — и воплощает основную мысль — о всевластии судьбы. Она открывает и завершает произведение. Именно от нее зависят судьбы людей и богов.
«Произведение, как лакмусовая бумажка для артистов. Наша задача – донести до зрителя с помощью музыкального сопровождения сюжет произведения. Огромных усилий стоит хоровому коллективу исполнить драматургическую композицию в оригинальном стиле, без перевода, написанную на «вульгарной», не литературной латыни, старофранцузском, старобаварском. Мистические образы и настроения, навеянные величайшими музыкальными шедеврами «Кармина Бурана» особенно полюбились меломанам и молодежи, хотя возрастной предел отсутствовал. Премьеру спектакля приняли с восторгом!», - пояснила главный хормейстер Наталья Макарова.
Дирижер - Евгений Волынский
Солисты:
Лауреат Международного конкурса Павел Чикановский
Лауреат Международных конкурсов Сергей Гордеев
Лауреат Государственной премии Челябинской области в номинации "Театральное искусство" Альбина Гордеева
Соло на фортепиано:
Лауреат и дипломант Международных и Всероссийских конкурсов Екатерина Симакова
Лауреат Всероссийского и Международного конкурсов Маргарита Чикановская.