26 марта театр оперы и балета поздравляет с 75-летием заслуженную артистку России, педагога-репетитора труппы Ирину Сараметову. Ее ученицы, многие из которых стали звездами не только челябинской сцены, украшают своими именами афиши лучших театров страны и мира. И в честь прекрасной даты театр дает балет «Анюта», главные партии в котором исполнят народная артистка РФ Татьяна Предеина, заслуженный артист РФ Александр Цвариани, Алексаей Сафронов, Алена и Михаил Филатовы.
От лица всего театра поздравляем Ирину Сараеметову, человека чей ежедневный, кропотливый, нелегкий труд дает возможность прикоснуться к высокому искусству всем зрителям театра. И в честь такой замечательной даты мы вновь публикуем прекрасный материал Людмилы Федоровой. Этот текст, написанный с большим пониманием, уважением и любовью, точно и полно описывает труд и личность Ирины Сараметовой.
«За 22 года служения балетной сцене Ирина Сараметова станцевала более тридцати партий классического и современного репертуара. Марию в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева, Машу, Аврору и Голубую птицу в балетах Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица», Сванильду в «Коппелии» Делиба, Жизель и Мирту в «Жизели» Адана, Гамзатти в «Баядерке» Минкуса, Катерину, Золушку, Джульетту в балетах Прокофьева « Сказ о каменном цветке», «Золушка», «Ромео и Джульетта», Нину в «Маскараде» Лапутина, Сольвейг в балете Грига «Пер Гюнт», Эгину и Фригию в «Спартаке» Хачатуряна…
Во многих спектаклях её партнёром был замечательный танцовщик Владимир Постников. В дуэтах с ним искренность её героинь приобретала поистине магическую силу. Главный режиссёр театра в 70-е годы легендарный Ниаз Даутов, который особенно высоко ценил талант балерины, называл этот дуэт самым изысканным и блистательным. Во всех спектаклях с участием Ирины Сараметовой даже наиболее взыскательные, строгие и именитые критики неизменно отмечали её яркий драматический талант, выразительную пантомимическую пластику и тонкий психологизм. И совсем не случайно под обаяние героинь танцовщицы попадали профессионалы самого высокого класса, такие как Марис Лиепа или известный балетный критик Эльяш, который считал Джульетту Сараметовой лучшей из всех, которых он когда-либо видел. Ирине Сараметовой посчастливилось танцевать в творчески насыщенное и интересное для театра и его балета время.
Её окружали такие мастера, как Владимир Постников, Лариса Ратенко, Михаил Щукин, Юрий Сидоров, которые бережно и заботливо относились к молодой балерине. Известные балетмейстеры, работавшие в Челябинском театре в разные годы – Отар Дадишкилиани, Андрей Петров, Георгий и Марине Алексидзе с удовольствием занимали Ирину Сараметову в современном репертуаре, считая её самой лучшей, искренней и талантливой исполнительницей в современных балетах.
Но век балерины, её славы и публичного обожания заканчивается до обидного быстро. И надо иметь особого закала характер и так любить свою профессию, чтоб передать всё, что умел и имел до ухода со сцены, своим ученикам. Окончив педагогическое отделение ГИТИСа, Ирина Сараметова получает диплом педагога-балетмейстера. Сегодня она единственная в балетной труппе репетитор с высшим образованием. И вот уже 28 лет из более, чем полувека служения балету, она отдаёт своим питомцам.
Среди учениц Сараметовой, чьи имена прекрасно известны поклонникам балета, заслуженные артистки народная артистка России Татьяна Предеина, Светлана Додонова (ныне ведущая солистка Красноярского театра оперы и балета), Ирина Ушакова (танцует в Америке), Елена Воробьёва (в Екатеринбургском театре), Эллина Тимербаева, Алёна Филатова, Валерия Клюева и многие другие. В них продолжение бывшей прекрасной танцовщицы, талантливого педагога и просто замечательного человека, честного, открытого, стойкого к любым невзгодам. В них её надежды и мечты».