25 октября на сцене театра оперы и балета отметит свой творческий юбилей удивительный артист, мастер разнообразного жанра, безусловный герой оперетты, заслуженный артист России Павел Калачев.
Он выступит в кругу своих ближайших творческих соратников, жены, детей и ближайших друзей-музыкантов. Накануне юбилейной даты, 25-летия творческой деятельности, Павел Калачев рассказал о самых главных достижениях в карьере своей семьи и перипетиях собственного творческого пути.
Павел, расскажите, как сложился ваш семейный ансамбль, как из обычной семьи вы превратились в творческую?
- Начало нашей именно творческой семьи – это 95-й год, был Я, моя жена Наталья, Лиза, Настя и Иларион, ему вообще тогда всего 4 года было, мы начали выступать, пели популярные песни: «Солнечный круг…», «песня о Челябинске», выступали на городских праздниках. Дни города, дни районов, государственные праздники – мы были частыми гостями на различных площадках. О нас стали слышать, узнавать, с тех пор мы часто выступаем именно семьей. Были за границей, в других городах России.
- Большим стартом для Лизы и Илариона стал концерт в мае 2008 года на сцене нашего театра, где они оба выступили прилично, показав незаурядные способности. Конечно, каждый любящий родитель скажет так о своих детях, но они вне всякого сомнения талантливы и с долей хватки. После выступления было уже все решено – Лиза и Иларион поступают в консерваторию, и дальше идут по пути музыки. Ни у них, ни у меня сомнений уже не было. Лиза сейчас в Москве, очень серьезно занимается оперным вокалом, Иларион заканчивает ЧГАКИ. Оба сейчас уже – состоявшиеся артисты.
Как вы думаете, в каком из многочисленных музыкальных направлений сложится карьера ваших детей?
- Я раньше думал о том, что дети могут поступить на работу в наш театр оперы и балета. У них для этого есть все исходные данные. Однако, они сейчас уже лучше подготовлены, чем я в их возрасте – у них есть шанс прыгнуть сразу с более высокой планки, попробовать построить карьеру в Москве, как в оперном, так и в эстрадном жанрах.
А как вы сами попали в театр, которому отдали 25 лет?
- В театр оперы и балета имени Глинки я пришел в октябре 1989 года. Я пришел, прослушался, на следующий день уже пел в спектакле. Раньше был очень жесткий отбор, я за год исполнил пятнадцать разных партий – это больше одной роли в месяц. Представляете, какой объем? И вот 25 лет позади, я могу смело подвести первый итог, начинает сбываться уже то, к чему я стремился, я вижу результаты труда всей моей жизни. Я еще полон сил, и обладаю театральным опытом. Я кстати, до сих выхожу на сцену во фраке, который на мне с первого дня работы, стараюсь следить за режимом. Однако, я до сих каждый день учусь, совершенствуюсь, каждый раз перед выходом на сцене волнуюсь, как в первый день.
В каждой профессии есть взлеты и падения, есть пик и есть рутина. Как движется ваша линия? Как вы находите для себя новый интерес в давно привычных ролях?
- Я всегда анализирую каждый спетый спектакль. И потом анализирую – что получилось, что не очень, где мог бы лучше. Это необходимо. И я впервые столкнулся с рутиной в своей профессии, когда у нас во второй раз ставили оперетту «Марица». И хотя, это абсолютно мой жанр, мне поначалу было скучновато играть второй раз этот спектакль, я помнил первую постановку, в премьере было много от прошлого спектакля. Впервые я не почувствовал творческого запала. И вот тогда я понял, что пришло время следующего этапа. Я начал искать вдохновение не только в себе, собственной роли, я начал его черпать от партнерш по сцене, мне было интересно, насколько они все разные, как иначе подают одну и ту же роль, как молодые растут на моих глазах. Обязательно надо на время спектакля влюбиться чистой платонической любовью в партнершу. Иначе никак. Если я не влюблен в свою Марицу, Теодору или Кармен, то жизни и огня в спектакле не будет. При этом, конечно, просто необходимо быть максимально деликатным, это вопрос профессиональной этики. Например, у оперных артистов есть неписаный закон – никогда на сцене никто не целуется в губы, это моветон. А те страстные лобзания, что происходят на сцене – это лишь видимость, притворство. Важно уметь вовремя притвориться, обмануться, войти в роль, найти характер персонажа.
Есть ли среди ваших ролей любимые и нелюбимые? В каких партиях видите свое будущее?
- Я не люблю партию Фалька в оперетте «Летучая мышь». Единственная роль, которую я так и не смог полюбить.
Обожаю Мистера Икс – это однозначно мой персонаж, и вообще, на мой взгляд, удачная роль получилась. И вообще все, что ставится в нашем театре, я берусь за работу с удовольствием, включая детские спектакли.
Я впервые в этом году почувствовал, что смогу сыграть роль отца. Раньше у меня были в амплуа герои-любовники, юноши с горящими глазами, сейчас я себе могу позволить более глубокие, более зрелые и вдумчивые партии. Более того, я понял, что не все партии могут сыграть молодые артисты. Есть роли, в которых молодой тридцатилетний парень будет смотреться неубедительно. И опять же это открытие – показало новый горизонт.
Как составлена программа грядущего юбилейного концерта, чем будете изумлять публику?
- В нашем концерте 25 октября будет два отделения. Первое – классика, серьезная, взрослая классическая музыка, арии из опер. Во втором отделении будет представлен эстрадный жанр, я и Иларион споем несколько собственных сочинений. В общем, программа будет очень насыщенной и интересной для любителей разных жанров.
25 лет – это срок, за который вырастает новое поколение. И может быть, это хороший повод подвести один из промежуточных итогов своей карьеры. По вашему личному ощущению, что уже получилось и к чему двигаться дальше в глобальном смысле?
- Я люблю заниматься голосом, я всю жизнь поднимаюсь по ступеням, следую своему девизу с самой ранней юности: кто ищет, тот обрящет, кто обрящет, тот будет изумлен, кто будет изумлен, тот умалится, кто умалится, тот прозрит, кто прозрит, тот станет светом для окружающих.
Сегодня мне уже открылось то, к чему я так долго шел, нет ни малейшего сожаления, но есть радость от того, что есть некий аэродром. Это не конец конечно, но я начал ценить то, что у меня получилось.