Версия для слабовидящих
News

Это голос! Певица дарит его поклонникам уже четверть века

Завтра в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. Глинки юбилейный концерт народной артистки России Натальи Заварзиной в связи с 25-летием творческой деятельности. Накануне — напряженные репетиции, но Наталья выкраивает время для интервью: — Программа насыщенная, — говорит ...

Завтра в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. Глинки юбилейный концерт народной артистки России Натальи Заварзиной в связи с 25-летием творческой деятельности. Накануне — напряженные репетиции, но Наталья выкраивает время для интервью:

— Программа насыщенная, — говорит она, — в первом отделении любимая оперная классика: сцена из оперы «Аида» и заключительная из «Евгения Онегина». Во втором — французские, американские песни в сопровождении камерного оркестра «Классика» под управлением Адика Абдурахманова и «Уральского диксиленда» Игоря Бурко.

— А как же «фирменные» романсы, любимый и сложнейший Рахманинов? — изумляюсь от неожиданности.

— Романсов не будет, — отвечает Наталья, — но постараюсь компенсировать ожидания своих поклонников другой музыкой. Юбилей — это все же праздник, и настроение у моих гостей должно быть приподнятым…

Десять плюс пятнадцать

— Наталья, мне кажется, это было совсем недавно — наше первое интервью, когда в театре появилась молодая солистка, обладающая очень красивым сопрано, приехавшая из Магнитогорска. И вдруг 25…

— Это было пятнадцать лет назад. А юбилей сложился из двух очень красивых цифр: десять лет работы в Магнитогорской хоровой капелле и пятнадцать — на сцене нашего театра. Это были очень яркие, интересные, насыщенные годы. Я по натуре человек неспокойный, ищущий, жаждущий чего то нового. Поэтому, наверное, всю жизнь много гастролирую, люблю оперу, оперетту, концертную деятельность, занимаюсь и общественной деятельностью. Просто ходить на работу не могу, не умею.

— Как становятся певицами? Расскажите свою историю.

— Вообще, певицей я стать в детстве не мечтала, хотя выросла в очень поющей семье. Певицей была моя мама — вот уж прима по рождению. А я, сидя за столом, в трехлетнем возрасте имитировала пальчиками игру на пианино. В результате мама решила меня показать своей знакомой, преподавателю игры на фортепиано. Та и вынесла вердикт: абсолютный слух, надо учить девочку. В четыре года я села за инструмент. Дома смеялись: будет у мамы собственный аккомпаниатор. А я мечтала с детства стать драматической актрисой. В Магнитогорске, где я родилась и выросла, очень хороший драмтеатр, куда меня водили постоянно. Я бредила актерской профессией, рассказывала всем о своих впечатлениях. А моя учительница литературы даже предложила мне делать регулярные обзоры о новых спектаклях. Эти обзоры я делала «в лицах», изображала всех героев очень эмоционально. Но от судьбы не ушла. После учебы в музыкальном училище поступила в Свердловскую консерваторию, голос уже звал. Сначала о необходимости учиться вокалу сказала мой магнитогорский педагог Валентина Васильевна Корзинкина, потом в Екатеринбурге после участия в нескольких вокальных конкурсах уже консерваторские преподаватели советовали: «Наташа, вам надо ехать в Москву»…

Притяжение горы Магнитной

— И что, так просто попала в Гнесинку?

— Да, как-то без особых проблем. Меня прослушали и приняли. И я попала к своему главному педагогу в жизни — прекрасной певице Маргарите Александровне Миглау, которая очень многое мне дала. Мы с ней общались до конца ее жизни. Последний раз она готовила меня к сольному концерту в Москве, который прошел три года назад в музее Бахрушина. Маргарита Александровна и еще несколько педагогов из академии имени Гнесиных присутствовали на нем.

— Наталья, вы начали заниматься концертной деятельностью в Москве еще в студенческие годы. Была ли возможность остаться в столице и состояться там?

— Была. Я сразу стала стипендиаткой «Новых имен». Тогда, кстати, в Москву приехал и Денис Мацуев. Он был еще мальчиком, а я начинающей юной певицей, и мы вместе с ним и другими участниками программы ездили с концертами по городам России. Я участвовала во многих вокальных конкурсах, у меня был контракт в Италии после победы в одном из конкурсов, я до сих пор храню московские афиши с объявлениями о концертах с разными оркестрами…

— Так в чем же дело? Почему назад, в Магнитогорск?

— Меня постоянно тянуло туда, ну не могу я жить без корней. Может быть, мистика, но это как в песне — «зовет гора Магнитная». Она и сегодня меня подпитывает, я в родном городе частая гостья. К тому же были личные обстоятельства. Я вернулась домой и десять счастливых лет проработала в Магнитогорской хоровой капелле. Мы объездили всю страну. И до сих пор я помню стук вагонных колес, гостиницы, похожие одна на другую, улицу или площадь Ленина в каждом городе, ощущение, что я здесь уже бывала. Это была большая вокальная школа, серьезный репертуар, много духовной музыки, очень высокий профессиональный уровень. Я никогда ни о чем не жалела.

Приглашение губернатора

— Неужели не скучали по концертной работе, не хотелось петь в опере?

— Концертная деятельность была, а в оперу я пришла сразу, как только в Магнитогорске открылся оперный театр. Кстати, в Москве меня хотя и воспринимали в основном как концертирующую певицу, но возможность попробовать себя в этом виде искусства была и там. Я получила после выступления на конкурсах Дягилева, имени Чайковского несколько предложений работать в театрах. Я даже сделала попытку и приняла приглашение знаменитого Евгения Колобова в труппу столичной «Новой оперы». Но когда я впервые столкнулась с тем, какие страсти кипят в подобных коллективах, сколько надо преодолеть сложностей, чтобы здесь выжить, то решила: это не для меня. Я была молодой и наивной. Правда, жизнь потом закалила характер, но для этого понадобилось время. А Магнитогорск был родным и близким, там такого не было.

— Как судьба привела в Челябинск?

— Я часто гастролировала в Челябинске с капеллой, пела с оркестром «Малахит», у меня были концерты в органном зале, на многих областных мероприятиях. На них часто присутствовал губернатор области Петр Иванович Сумин. Он был из тех людей, кто всегда благодарил артистов после концертов. И однажды сказал: «Не пора ли вам, Наталья, переехать в Челябинск, нашему театру нужны такие голоса…». Я приехала на прослушивание и осталась. В моем репертуаре сегодня больше двадцати оперных партий, а всего в моей голове, как в файлах, поместилась почти тысяча текстов и мелодий арий, романсов, других жанров.

— Вы много пели за рубежом: в Италии, Вене, Будапеште, Кракове…

— Да, меня регулярно приглашают туда и сегодня. Вот недавно должен был состояться мой концерт в Кракове. Но я не рискнула поехать из-за политической ситуации, хотя в прошлый приезд меня хорошо принимали в Польше и ждали нынче.

— Любовь к путешествиям сохраняется?

— Да, хотя теперь я бываю за рубежом чаще в другом качестве — иногда сопровождаю в деловых поездках мужа. И с изумлением не узнаю старые места: ведь, как правило, у меня просто не было времени увидеть их поближе.

— О семье поподробнее.

— Мой муж врач, его знают многие: он руководит окружным онкологическим диспансером. Несмотря на то, что у нас такие разные профессии, мы понимаем друг друга. Он ходит на мои концерты, я слежу за всеми новинками в области онкологии. И иногда на международных симпозиумах, конференциях, конгрессах, где предусмотрена и культурная программа, организаторы заранее договариваются со мной о выступлениях.

— И как вас объявляют?

— Примерно так: «А сейчас выступит оперная певица, самая просвещенная в вопросах радиологии и химиотерапии…»

— Наталья, с автомобилем не расстаетесь? Вы же были этаким Шумахером в юбке!

— Пожалуй, автомобиль из увлечения превратился в удобное средство передвижения. Со временем вообще многое меняется. Неожиданно увлеклась садом и, не удивляйтесь, получаю огромное удовольствие от выращенных овощей. Люблю декорировать, освоила декупаж, — да мало ли в жизни интересного?

…Неожиданно моя собеседница бросает взгляд на часы: «Ой, у меня через пять минут репетиция, сцена зовет! Волнуюсь страшно — и так всю жизнь перед выходом. Говорят, пора привыкнуть, да вот уж 25 лет, а так и не привыкла…

От редакции
У Натальи Заварзиной немало наград: диплом международного конкурса имени Дягилева, специальный приз за лучшее исполнение произведений Рахманинова, участие в конкурсе имени Чайковского, Верчелли в Италии. Певица была удостоена чести побывать на приеме у Папы Римского, когда стала лауреатом фестиваля Орландо Лассо в Ватикане. Глава католической церкви присутствовал на концерте лауреатов в храме Святого Петра, после чего принял участников у себя резиденции.
За 25 лет в жизни артистки было много незабываемых встреч с такими великими примадоннами, как Вишневская, Образцова, Архипова, такими дирижерами, как Владимир Федосеев, Фуат Мансуров, Вероника Дударова, Дэвид Барт, который после концерта сказал о Наталье Заварзиной: «Такое сочетание красоты, таланта, душевного тепла возможно только у русских примадонн».
Однако самыми главными и важными она считает встречи со зрителями, которые приходят на спектакли и концерты с ее участием.
С юбилеем, Наталья Александровна!

Южноуральская панорама, Старикова Лидия Владимировна

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!