Анна в Большом уже девятый сезон — ее пригласили в главный театр страны после окончания с отличием Московской академии хореографии. Как и все начинающие артисты, Анна прошла школу кордебалета, хотя с первого сезона уже танцевала
главную женскую партию в «Лебедином озере». Уверенно осваивала и другие роли, но знаменитой проснулась после блистательной постановки Юрием Григоровичем балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
Балетмейстер вложил в спектакль слишком много — он посвятил его памяти Натальи Бессмертновой, звезде балета, своей жене и музе. Она исполняла партию Джульетты в первой постановке этого балета. Анна Никулина не повторила Джульетту-Бессмертнову, трогательную и романтичную. Как отмечала критика, «смелая ученица» Екатерины Максимовой передала внутреннюю драматургию образа. Анна объясняет, что построила свою роль на контрасте: слишком велика разница между миром прекрасных чувств ее героини и реальной жизнью…
Никулина приехала в Челябинск по приглашению художественного руководителя балетной труппы Юрия Клевцова.
— Мы знакомы с Юрием Викторовичем по работе в Большом театре, — рассказывает Анна. — Он знает, что моим педагогом была Екатерина Сергеевна Максимова, чей фестиваль «Екатерина Максимова приглашает» проходил в вашем городе. В плане вашего театра — возрождение этого балетного праздника, который теперь будет носить имя поистине великой балерины столетия. И уже сегодня, думаю, Юрий Викторович подбирает для этого события исполнителей, имеющих отношение к Екатерине Максимовой. И я этому рада.
— Аня, как вы пришли в балет?
— Мои родители по профессии программисты, конечно, хотели, чтобы я получила «серьезную профессию». А в балет в семь лет меня позвала подружка. Мы решили вместе записаться в хореографический кружок при Дворце культуры. Подружка, правда, дальше не пошла, а мне педагоги посоветовали поступать учиться. В результате я прошла невероятный конкурс с сотнями желающих и
благополучно окончила Московскую академию хореографии.
— Как появилась в вашей жизни Екатерина Максимова?
— С Екатериной Сергеевной меня познакомила мой педагог. Она пригласила Максимову на выпускной экзамен и попросила: «Посмотри мою девочку, она танцует черное па-де-де из «Лебединого». Попросила с прицелом: если понравлюсь — Екатерина Сергееевна возьмет меня к себе по приходу в Большой. Так в театре Екатерина Сергеевна стала моим главным и любимым педагогом.
— Какой она была?
— Великолепной. О том, какая это балерина, уже говорит история балета — ее имя там навечно. Чуткий человек, вдумчивый педагог, говорить о ней можно много. В отличие от других, она не «ломала» ученицу, не диктовала: «делай, как я». Исходила из того, с каким «материалом» имела дело. Екатерина Сергеевна старалась сохранять в своих ученицах индивидуальность. Ей можно
было сказать: «А мне кажется, лучше будет так». Она либо соглашалась,
либо нет, — и это было искренне. Она никогда не давила на нас.
— Какой главный урок от Максимовой вы усвоили?
— На сцене надо жить. Если постоянно думать, как поставишь ногу, получится ли прыжок, — то надо уходить из театра. Эта легкость, естественное пребывание в образе приходит не сразу. Но когда начинают превалировать чувства, и ты забываешь о технике, приходит понимание сути профессии. Екатерина Сергеевна жила на сцене, поэтому она и осталась в памяти как богиня танца. В сложных партиях это очень непросто, но без этого нельзя.
— Вы много работаете?
— Да. Без этого наша профессия невозможна. Но иногда бывает и свободное время. Люблю читать и, не удивляйтесь, иногда берусь за перо. Люблю что-нибудь сочинить…
— Вы первый раз в Челябинске?
— Да, хотя меня приглашали на максимовский фестиваль. Но не получалось. Надеюсь, сейчас это знакомство с челябинским зрителем продолжится. По крайней мере, если фестиваль имени Максимовой в Челябинске продолжит жизнь, приеду обязательно.
Автор: Лидия Старикова, Южноуральская панорама