В театре оперы и балета готовятся к премьере оперетты «Марица». Режиссером выступил Василий Заржецкий, который уже знаком челябинской публике по мюзиклу «Алиса в стране чудес». О новом спектакле, значении оперетты сегодня и челябинской труппе – наш разговор.
– Василий Владимирович, вы уже не первый раз ставите спектакль в Челябинске…
– Я очень люблю ваш театр и получаю колоссальнейшее удовольствие от работы с артистами, дирижерами, концертмейстерами, которые безумно преданы своему делу. У вас классная, молодая, поющая труппа. Артисты работают на сто пятьдесят процентов, они любят жанр оперетты. Заметно, что они соскучились по празднику в театре, по чему-то радостному и светлому, по «актерскому шампанскому». Ваши артисты, конечно, молодцы, работают с полной отдачей: уже не примеряют кальмановские образы на себя, а купаются в них. И мне очень интересно открывать в них новые грани. Оперетта – это сложный синтетический жанр, в котором нужно уметь и петь, и танцевать, и играть как драматический артист, чтобы тебе поверил зритель, причем все это нужно делать на хорошем кураже.
– Есть ли у вас ощущение, что по этому жанру соскучились не только артисты, но и зрители?
– Естественно! Сейчас особенно хочется хоть какого-то праздника, хоть на секунду забыться, отключиться от происходящего и перенестись в благостные времена, где рекой течет шампанское, люди выясняют отношения... Я думаю, зрителям нужно побыть в этих сказочных странах хотя бы два часа.
– В театре «Зазеркалье» вы ставили «Принцессу цирка». Сейчас работаете над опереттой «Марица». Чем вам интересен этот музыкальный материал?
– Кальман – любимый опереточный автор у многих режиссеров. И, конечно, добавить еще одно его произведение в свою копилку дорогого стоит. Что значит поработать с этим композитором? Это значит поработать с его великолепной музыкой, с его настроением, интригами, сложным сюжетом.
– Вы утверждаете, что о любви нельзя ставить спектакли. О чем тогда для вас оперетта «Марица»?
– Это спектакль об одиночестве и взаимопонимании. Понимаете, «Марица» тоже о любви, как и «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина», «Кармен». В знаменитой пьесе Шеффера Сальери говорил: «Назовите мне хотя бы одну оперу, которая не о любви. А в чем суть, Моцарт?» Когда режиссер ставит вообще о любви – это не режиссер. Нужно ставить о проблеме, которая свербит сегодня, здесь и сейчас. Об одиночестве, взаимодействии, понимании – вот об этом наша «Марица».
– Есть ли в вашей постановке какие-то неожиданные решения?
– Наш спектакль сокращен на час. Он будет компактным, динамичным, легким, с хорошим юмором и абсолютно новым сценарием. Конечно, самые ходовые шутки останутся. Чардаш Марицы, песня Тассило, дуэт Лизы и Зупана – все это будет решено по-новому. В нашем спектакле сделан акцент на актерском существовании, на взаимодействии персонажей. Я усилил историю Марицы и Тассило, опустил сцену в кабаре, которая, на мой взгляд, перекрывала любовную линию. По большому счету я ставлю хорошую светлую мелодраму.
Приглашаем на премьеру оперетты «Марица» Имре Кальмана 19 и 20 октября. Билеты доступны по Пушкинской карте.