Мы открываем новую рубрику на нашем сайте – «История спектакля». В ней будем рассказывать о знаковых постановках репертуара, делиться архивными фотографиями и публиковать уникальные документы.
Первую страницу посвящаем произведению, с которого началась история Челябинской оперы – «Князь Игорь» Александра Бородина. Как менялся спектакль с течением времени, кто исполнял главные роли, и какие письма с отзывами получал театр?
Первая постановка
Прославленная опера «Князь Игорь» занимает особое место в репертуаре театра имени Глинки. Именно с этой постановки 29 сентября 1956 года начался творческий путь челябинской труппы. Оперная премьера стала долгожданным культурным событием для города. Еще 20 лет после этого спектакль, поставленный народным артистом СССР Дмитрием Смоличем, шел при аншлагах.
Постановочная группа оперы «Князь Игорь» (1956 год):
Режиссер – народный артист СССР Д. Н. Смолич
Балетмейстер – заслуженный артист Украинской ССР А. Я. Бердовский
Дирижер-постановщик – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР И. А. Зак
Художник – лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель Таджикской ССР, Литовской ССР, народный художник Белоруссии Е. Г. Чемодуров
Хормейстер – заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Ю. П. Борисов
Версия Георгия Миллера
В 1978 году на челябинскую сцену вышел «Князь Игорь» в постановке заслуженного деятеля искусств России Георгия Миллера (1926-2009). Это выдающийся режиссер, сумевший объединить разные поколения артистов. Он пришел в Челябинский театр оперы и балета в 70-е годы и более тридцати лет работал с труппой. Георгий Соломонович был не только великолепным режиссером, но и талантливым педагогом, который с любовью и уважением относился к актерам. Его постановки всегда отличались изобретательностью, которая исходила от самой музыки.
На челябинской сцене Георгий Миллер поставил спектакли: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Перикола» Ж. Оффенбаха, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Травиата», «Трубадур», «Риголетто» Дж. Верди, «Иоланта» П. Чайковского, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Ай да Балда» Б. Кравченко.
Постановочная группа оперы «Князь Игорь» (1978 год):
Режиссер – заслуженный деятель искусств РФ Г. С. Миллер
Балетмейстер – заслуженный деятель искусств РФ В. Н. Бутримович
Дирижер-постановщик – В. М. Васильев
Художник – Я. З. Корсунский
Хормейстер – В. М. Толстов
Версия Георгия Исаакяна
В 2006 году свою редакцию предложил заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян. Он подчеркнул мощное лирическое начало произведения. Действие стало более динамичным. Режиссер, не изменяя сюжетной линии, переставил части либретто. Таким образом, зритель видел то сцены в Путивле, то в половецком стане, а десятиминутная увертюра стала своеобразным симфоническим антрактом, звучащим после пролога.
Постановочная группа оперы «Князь Игорь» (2006 год):
Режиссер – лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Правительства РФ им. Ф Волкова Г.Г. Исаакян
Балетмейстер – заслуженный деятель искусств РФ В. Н. Бутримович
Дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ С.В. Ферулев
Художник – заслуженный художник РФ С.И. Фесько
Хормейстер – заслуженная артистка РФ Е. Евсюкова
Спектакль сегодня
В 2018 году Челябинский театр оперы и балета представил новую версию спектакля. Постановка дарит зрителю много интересных художественных решений: кулисы из дерева, «живое» небо и растущая луна. Часть декораций была отреставрирована, а часть заменена полностью.
Были обновлены не только режиссура и сценография, но и известная балетная сцена «Половецкие пляски» – в редакции народного артиста России Юрия Клевцова она обрела более сложный хореографический рисунок.
Авторы обновленной версии (2018 год):
Режиссер восстановления – Екатерина Василева
Декорации – Антон Сластников
Хореография – народный артист РФ Юрий Клевцов
Художник по свету – Александр Романов