Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

СМИ о премьере балета «Анна Каренина»

июня 4 2019

В театре оперы и балета в рамках XI Международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой» состоялась премьера спектакля «Анна Каренина»

Красное колесо: В Челябинске состоялась премьера балета «Анна Каренина»

3 Июня 2019
Автор: Светлана Симакова, Фото: Людмила Ковалева
Источник: https://up74.ru/articles/kultura/110844/

«Анна Каренина» Льва Толстого давно не дает покоя балетмейстерам. Режиссеры считают, что реализм Толстого в этом романе отточен до символа, а это и есть область хореографии.

Все в этом романе привлекает создателей балетов: любовный треугольник, оскорбленный муж, общественное мнение, инстинкт материнства и, конечно же, трагический финал. Челябинск получил свою музыкальную и хореографическую версию этой истории. Публика в восторге.

Страсти и «фиксики»

Челябинский театр оперы и балета открыл ХI Международный фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» собственной премьерой — спектаклем «Анна Каренина». Поставила балет актриса и хореограф «Ленинград-Центра», заслуженная артистка России Вера Арбузова. Она лауреат профессиональной балетной премии «Душа танца» и дважды лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

По словам Веры Арбузовой, «Анна Каренина» нашла ее сама:

— Это предложение от художественного руководителя челябинского балета Юрия Клевцова было для меня абсолютно неожиданным. Хотя, анализируя собственные переживания и какие-то события своей жизни, я понимаю, что к этому, вероятно, все и шло. Поэтому в спектакле, несомненно, много моих личных переживаний, в том числе от прочтения романа, от восприятия героини.

Анна Каренина Веры Арбузовой очень чувственна, переживания заглавной героини становятся не краеугольным камнем сюжета, как у Льва Толстого, а всем его фундаментом. Все действо закручивается вокруг Анны — жены, матери, яркой привлекательной женщины и жертвенной любовницы. Зрители не могли сдержать эмоций, аплодисментами сопровождались все дуэты Анны и Вронского, Анны и Каренина. Они не просто красивы, но действительно наполнены чувствами, понятными каждому человеку.

Исполнительница заглавной партии, балерина Екатерина Хомкина-Сафронова рассказала перед премьерой, что работа над балетом захватила ее всецело:

— Хореография сложная, это синтез классики и современной хореографии. Это интересно. И особенная сложность — драматичность самой истории Анны Карениной: все пронизано чувствами, переживаниями.

Чтобы полнее передать этот накал эмоций и страстей, хореограф придумала трех мистических персонажей, которые являются прототипами Анны, Вронского и Каренина. Это своеобразные Пьеро, Пьеретта и Арлекин.

— Они демонстрируют внутренние переживания главных героев, являются связующей нитью спектакля, — рассказала Вера Арбузова. — Во времена, которые описывает Лев Николаевич, люди были воспитаны по-другому, они более сдержанны и даже скрытны. Поэтому все, что Вронский не может сказать Анне в силу светских традиций, или переживания Каренина, которые он старается скрыть от общества, мы покажем зрителям через мистических персонажей. Участники балета называют их между собой «фиксиками». И мне нравится, как ребята, исполнители этих персонажей, работают. Они молоды, открыты новому, полны сил. Вся балетная труппа здесь такая.

Все красное

Вера Арбузова призналась, что до начала работы над спектаклем она специально не пересматривала ранее созданных балетов «Анна Каренина». Больше опиралась на художественные фильмы по этому роману. И очень долго шла к финалу спектакля:

— Мы работали над балетом полгода. Но более всего, как и любого постановщика, меня волновал финал. Новые его версии в голове моей рождались каждый день, хотелось его усилить. Спасибо артистам, что они очень быстро адаптировались, воплощая мои новые предложения.

Финал получился мощным и необычным: огромное красное колесо (сразу вспоминается роман Александра Солженицына) несется по сцене. И красные перчатки, которые дамы и джентльмены светского окружения Анны демонстративно сдирают с рук и бросают на рельсы, становятся частями красного платья героини, разметанными в стороны колесами страшного паровоза.

Кстати, как в фильме братьев Люмьер «Прибытие поезда», это железное чудовище движется прямо в зрительный зал, что является заслугой художников-постановщиков.

Видеокартины для спектакля создала лауреат всероссийского конкурса Екатерина Аронова (Санкт-Петербург). Эти мгновенно сменяющиеся полотна переносят нас то в Венецию, то на ипподром, то в танцевальные залы Москвы и Петербурга. Мало того, они также передают настроение героев спектакля. Великолепные костюмы для «Анны Карениной» создала актриса и балерина «Ленинград-Центра» Виолетта Жигалина.

Музыкальные нюансы

И особенно хочется отметить музыкальный выбор Веры Арбузовой для своего спектакля.

Если великая балерина Майя Плисецкая поставила свою «Анну Каренину» на музыку Родиона Щедрина, то умеющий удивлять европейский балетмейстер Джон Нормайер для своего спектакля по роману Льва Толстого выбрал музыку Чайковского и Шнитке. Чайковского предпочел и замечательный Борис Эйфман. А Вера Арбузова отстояла микс из музыки Монтеверди, Моцарта, Листа, Рахманинова, Респиги, Бриттена и Левашкевича, соединив, таким образом, страсти человечества от века шестнадцатого и до наших дней.

— Я ее отвоевывала, если можно так сказать, — улыбается постановщик. — Особенно музыку Бриттена. Были у нас разногласия с музыкальным руководителем вашего театра Евгением Волынским, который считает, что «Анну Каренину» нужно ставить на русской классике. Но я рада, что отстояла свое мнение. Боялась лишь, справится ли с этим многообразием оркестр, потому что музыканты раньше не играли этих произведений. Но получилось, на мой взгляд, гениально. И неслучайно я настаивала на большой увертюре, мне хотелось, чтобы зритель насладился прекрасной музыкой Бриттена перед началом спектакля.

За Бенджамина Бриттена и Леонида Левашкевича Вере Арбузовой отдельное спасибо. Произведения первого звучат у нас крайне редко, хотя он стал знаменит еще в первой половине ХХ века и не раз дирижировал своей музыкой в СССР. А петербургский композитор Леонид Левашкевич относительно новое лицо в мире музыке, но популярность его неизменно растет.

Напомним, что фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» продлится в Челябинске до 9 июня. В его афише также балет театра из Уфы «Легенда о любви» в постановке Юрия Григоровича. А 8 и 9 июня на челябинской сцене балеты в современной хореографии исполнит испанский коллектив Titoyaya Dansa. Работы его основателя Густаво Рамиреса Сансано широко известны не только на родине, в Валенсии, но и в Европе и США. Зрители увидят спектакли «Социум», воплотивший строгость синхронных движений и эмоциональность сольных партий, и «Кармен», который критики назвали шедевром современной хореографии.

Каждая несчастливая семья...
В Челябинске поставили балет «Анна Каренина»

2 июня 2019
Автор: Ксения Шумина
Источник: https://obzor74.ru/v-chelyabinske-postavili-balet-anna-karenina

В Челябинском театре оперы и балета — премьера: балет «Анна Каренина». Хореограф «Ленинград Центра», заслуженная артистка России Вера Арбузова взяла из романа Льва Толстого центральную линию любовного треугольника, дополнила действо новыми мистическими персонажами и ввела в спектакль элементы современной хореографии.

«Анна Каренина» исправно ставится в театрах и экранизируется — в одном только Челябинске за последние два года были два спектакля по мотивам и наследию знаменитого романа Льва Толстого: в Драме выпустили «Алексея Каренина», а в народном театре «Профиль» показали смелое кабаре.

Хореограф из Питера, лауреат профессиональной балетной премии «Душа танца» Вера Арбузова взяла из огромного, разветвленного на отдельные линии текста только генеральную линию любовного треугольника. Главные герои в ее «Анне Карениной» — это сама героиня, Алексей Вронский, обманутый муж Алексей Каренин и три мистических персонажа, их прототипы. Одетые в белое, с масками на лице, эти странные создания отыгрывают внутренние движения и размышления персонажей — скрытые рай и ад, которые неизбежно рождаются на обломках старого союза и ростках нового. Есть еще сын Сережа, Кити Щербацкая и многоликий Высший Свет в виде блистательных дам и кавалеров — но все они лишь оттеняют главную драму.

Музыкальная основа балета прекрасна — это отрывки из произведений Монтеверди, Моцарта, Листа, Рахманинова, Респиги, Бриттена, Левашкевича. Они связаны в цельное звуковое полотно, которое идеально ложится в хореографическую схему и смысловые повороты сюжета. Два акта спектакля — это ключевые сцены, описанные в романе: бал, где между Анной и Алексеем вспыхивает страсть, сцена на скачках, объяснения с мужем. Особое время уделено и тому периоду, который оправившаяся после болезни Анна проводит с Вронским в Италии — именно там, на карнавале, в окружении масок и смеха, женщина чувствует, что их связь скрывает много подводных течений, которые уносят ее жизнь куда-то не туда.

Исполнительница главной роли Екатерина Хомкина-Сафронова демонстрирует изящный синтез классического балета и современной хореографии. Ее героиня понятна и легко считывается даже теми, кто никогда не видел «Лебединого озера», но часто посещает ночные клубы. Легкая, тонкая, очень трогательная и беззащитная — в ней нет той тяжелой страсти, которой наделял Каренину сам писатель. Но есть та хрупкость и надломленность, которая заставляет женщину очертя голову бросаться в обреченный с самого начала роман.

Партия Алексея Каренина выглядит как пластический этюд на тему «вырази боль и ревность через движение», и это получилось у артиста замечательно. Образ Вронского же практически полностью соответствует тому, что уже много раз тиражировалось в экранизациях: легкий, беспечный и очень красивый мотылек, который не только сам летит навстречу опасному огню, но и влечет за собой любимую. И для нее это оказывается гибельным.

Не хочется спойлерить и раскрывать интригу с роковым поездом. Скажем лишь, что сделано все очень технично, зловеще и красиво. Вообще, декорации в спектакле целиком и полностью соответствуют и букве первоисточника, и стилю постановки. Что касается костюмов, то Анна на балу — конечно, в черном. А в роковые моменты — в красном.

Кстати, эротические сцены тоже будут — довольно откровенные. Ведь что может лучше выразить влечение, чем танец?

Есть место в спектакле и синтезу искусств: в ключевые моменты терзаний Анны на сцену выходят оперные певцы. Любимец публики Павел Чикановский исполняет романс «Средь шумного бала случайно», и эти слова и музыка выражают чувства Вронского не хуже, чем полсотни страниц книги.

«Анна Каренина» — балет о любви; о том, что происходит внутри семьи, где уже никто никого не любит, когда внезапно за ее пределами вспыхивает яркое чувство. Эта история никогда не устареет и никогда не будет новой. Уникальность текста Льва Толстого состоит в том, что уже на протяжении 145 лет он остается абсолютно актуальным и является отличным фундаментом для воплощения в любой визуальной и драматической форме. И у Челябинского театра оперы и балета получилось воплотить эту историю так, что она стоит того, чтобы потратить на нее целый вечер.

 

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.chelopera.ru/events/2019/06/04/smi-o-premere-baleta-anna-karenina/