В это воскресенье состоится долгожданная премьера оперы «Богема» – постановки, созданной на основе декораций, реквизита и костюмов Большого театра России.
Над спектаклем в театре имени Глинки работает кандидат искусствоведения Вячеслав Стародубцев (Новосибирский театр оперы и балета). В этом сезоне он уже поставил на челябинской сцене оперу Джузеппе Верди «Риголетто». О том, какой будет обновленная версия «Богемы» – наш разговор.
– Для себя я решил, что главный акцент нужно делать именно на партитуре, – рассказывает режиссер. – Каждый композитор делал какие-то ремарки. И, если им не придавать значения, действие получается достаточно статичным. Так что, моя основная задача – сделать постановку, в которой будут учтены все замечания автора.
– Как выстраивается ваше взаимодействие с артистами на репетициях?
– Мы работаем над каждым словом, текстом и подтекстом, то есть занимаемся глубокой актерской работой. Я хочу сказать, что на сегодняшний день, наверно, классика – это и есть самый большой авангард. Ведь сейчас очень много спектаклей, в которых за какой-то придуманной эстетикой или режиссерской концепцией исчезает смысл самого произведения. Мне же важно вскрыть эту суть и пойти по пути основного музыкально-драматургического материала. Мы очень ответственно и плотно работаем именно над этой задачей.
– Ваше режиссерское решение основывается на постановке «Богемы» Большого театра?
– Есть костюмы, декорации, реквизит – определенная система координат, в которую я должен вписаться. Но что такое режиссура вообще? Это не только эстетика и художественная концепция. Самое главное – это работа с актером, серьезное погружение в роль и музыкальный материал. Например, в спектакле есть большая картина Латинского квартала. Мы пытаемся оживить эту сцену, чтобы за мелкой проработкой массовки главные герои все-таки не терялись. Если мы выстроим взаимоотношения персонажей, историю, диалоги, то при погружении в любую эстетику спектакль будет смотреться актуально.
– На премьеру челябинского театра придут и те зрители, которые видели постановку Большого. Изменится ли сценография спектакля?
– Конечно, зрители увидят тот же визуальный ряд и ту же эстетику, что и на спектакле Большого театра. Однако у нас будет абсолютно другая световая партитура, над которой работает лауреат «Золотой маски» Сергей Скорнецкий. Также мы немного обновили декорации (художник обновления – Петр Окунев), чтобы картинка была более яркой и интересной. Повторюсь, для меня важно сделать эту историю актуальной на сегодняшний день именно благодаря актерской игре и тонкой проработке сюжетных линий, образов персонажей.
– «Богема» – одна из самых исполняемых в мире опер. Чем, на ваш взгляд, она заслужила такую популярность у зрителей?
– В этой опере понятный и трогательный сюжет поддерживается гениальной музыкой. Именно драматическая составляющая является главной ценностью в этом спектакле. Музыка Джакомо Пуччини – божественна. Она настолько мощная и одновременно тонкая, настолько проникает в тебя, что я не знаю, кого это может оставить равнодушным.