Скоро Татьяна Предеина выйдет к зрителям в образе провокационной танцовщицы – народная артистка России исполнит заглавную партию балета «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)».
– В истории искусства личность Иды Рубинштейн – явление неоднозначное и загадочное, – рассказывает о своей героине Татьяна Предеина. – Она блистала и в жизни, и на сцене. Несравненная, изысканная и пленительная Ида умела очаровывать, и потому привлекала внимание художников, хореографов и композиторов, которые творили специально для нее. Удивительно то, что она не имела специального хореографического образования, но при этом танцевала вместе с выдающимися артистами того времени: Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским… Балетмейстеры специально для нее ставили танцы, ориентируясь на ее неповторимую природу.
– Что же помогло Иде добиться такого колоссального успеха?
– Имея тонкую душевную организацию, Ида всегда стремилась к красоте и внутренней, и внешней. Свою слабую хореографическую подготовку она умело компенсировала изысканностью и шармом. Это позволяло ей выражать на сцене саму суть красоты танца. Не случайно к ее таинственной личности обращаются и наши современники.
– Балет «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» нельзя поставить в один ряд с другими спектаклями театра…
– Спектакль балетмейстера Надежды Калининой не рассказ о судьбе Иды. Это, я бы сказала, современное восприятие и интерпретация ее жизни, ее творчества, ее чувств. В спектакле нет какой-то конкретной событийности, действие балета построено по принципу чередования сцен, а завершается все торжеством танца!
– В прошлом сезоне вы танцевали дуэт из «Иды» на гала-концерте фестиваля «Татьяна Предеина приглашает…». Предложение исполнить главную партию в спектакле не вызвало удивления?
– Именно после гала-концерта у нашего художественного руководителя Юрия Викторовича Клевцова возникла эта идея. Но тогда я не восприняла ее всерьез. Поэтому в этом сезоне предложение станцевать весь спектакль для меня было весьма неожиданным! Конечно, я ему очень благодарна. Для меня это большая радость и счастье!
– Расскажите, как идет подготовка к спектаклю?
– Подготовка новой роли для меня всегда процесс очень интересный. Вновь обращаешься к литературе, изучаешь доступный материал. В данном случае – живопись, музыка, сохранившиеся записи. Это все относится к внутренней наполняемости образа. Но практическая часть работы над ролью – это тяжелый физический и умственный труд. Сейчас я нахожусь в поисках внутреннего состояния моей героини. Думаю, как она могла мыслить, как готовилась к сцене… Предполагаю, что Ида шла от внутреннего ощущения красоты к внешней выразительности. И я к этому пытаюсь идти, осваивая непривычную для себя пластику и новый хореографический текст балета. В этом мне помогают наши уважаемые педагоги – Андрей Булдаков и Наталья Выскубенко, которая досконально знает эту партию. В нашей профессии педагог очень важен. Независимо от того, начинающий ты артист или мастер сцены… Также хочу сказать огромное спасибо и выразить свою признательность своим партнерам, замечательным ведущим солистам – Михаилу Филатову, Алексею Сафронову и Александру Цвариани, которые, несмотря на все трудности, очень внимательны ко мне, и в прямом смысле слова носят меня на руках (смеется).
– Вы исполнили практически все главные партии в спектаклях из репертуара театра. Есть ли какие-то особенности при работе над ролью Иды?
– К особенностям создания образа Иды отнесу то, что мы начали готовить партию не с начала, а с финала балета, с его ключевой сцены – победы и торжества танца. Хореографический текст финального «Болеро» поставил балетмейстер Юрий Выскубенко. Это один из самых завораживающих и трудных моментов в спектакле. Сложность его состоит в том, что насыщенный хореографический текст с множеством нюансов ограничен пространством стола, на котором Ида Рубинштейн исполняет свой магический танец, и остается недосягаемой и непобедимой королевой сцены.
Балет «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» состоится 5 апреля, начало спектакля в 18:30.
Фото А. Голубева и А. Соколова