В наступившем году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героиней стала артистка Челябинского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов Екатерина Хомкина-Сафронова.
Ее можно назвать авантюристкой. Смелой, отчаянной и необыкновенно настойчивой. А еще она верит в то, что в жизни у каждого всегда есть второй шанс…
Лучший «директор кладбища»
Екатерина — коренная алмаатинка. Четыре года ходила в детскую танцевальную студию. Там ее спросили: «Девочка, хочешь в училище?» И она ответила: «Конечно, хочу!»
Тогда она и понятия не имела, какой каторжный труд ее ожидает! Да если бы и знала, все равно бы пошла: такой уж характер!
В училище отучилась восемь лет. Сегодня Екатерина вспоминает, какой была она, казахская балетная школа. Самое отличительное — это мужчины, технически великолепно подготовленные и очень прыгучие. О, как это влияло на девушек, которые ни за что не желали уступать им ни в технике, ни в прыжках! Конечно, в этом была большая заслуга и педагогов.
Ее муж Алексей так же, как и она, коренной алмаатинец. Познакомились они в училище, где он учился курсом старше. По распределению в 2003 году Катя попала в театр оперы и балета имени Абая. В тот год в театре конкуренция среди балерин была столь высока, что прорваться на ведущие партии было невозможно.
Ей повезло с педагогом, Людмилой Рудаковой, которая так же, как и она, всегда горела и всегда верила в нее. Поскольку у Кати были хороший прыжок и вращение, то они стали готовить партию Мирты из балета «Жизель». Занимались тайно, ночами. В основном составе этой партии было три балерины. Но вышла почти «киношная» ситуация, когда ни одна из трех Мирт накануне спектакля так и не смогла выйти на сцену. За два дня до спектакля ее спросили: «Катя, ты, кажется, Мирту готовила? Давай попробуем…»
С того дня она настолько утвердилась в этой роли, что за ней закрепилось звание лучшего «директора кладбища», как шутливо называют Мирту.
Тогда же она предложила Алексею: «Поехали на конкурс! Попробуем себя!»
И снова ночные репетиции. Первый опыт — и сразу в Пермь, где проходил «Арабеск-конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой». После этого пошла череда выступлений. Постепенно они добрались до болгарской Варны, где проходит один из самых престижных международных конкурсов. Прошли до второго тура. Было чертовски обидно, потому что они видели: не все здесь происходило честно, и в победители порой выходили отнюдь не самые достойные.
Но, как нередко бывает, вмешался его величество случай: их заметил Константин Уральский, ставивший в то время на челябинской сцене «Ромео и Джульетту». Известный балетмейстер пригласил Алексея на Ромео. Это было лето 2006 года, а уже в сентябре Алексей приступил к репетициям.
Катю тоже приглашали в Челябинск, но в Алма-Ате ее не опускали. Так продолжалось более двух лет, пока в 2009 году они не решили: нужно все-таки перебираться.
Одетта и Одиллия в одном
Необыкновенно эмоциональная, она всегда тяготела к гротесковым партиям, таким, как Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Мехмене-бану в «Легенде о любви». В них она была олицетворением страстной, горячей женщины. Но Никия в «Баядерке» в ее судьбе заняла особое место, мало кому удается приблизиться к этому образу. Историк театра Клара Антонова писала, что именно она, Екатерина Хомкина, для нее — лучшее воплощение в этой роли.
А когда Екатерина готовила «Лебединое озеро», она влюбилась… во второй акт. Но какое же колоссальное количество сил он отнимал! Нежная, мягкая Одетта — и вдруг ты должна превратиться в острую, динамичную Одиллию! А тебя ждет еще третий акт, где нужно выплескивать уже новые, свежие эмоции! Но Одетта и Одиллия все же случились с ней — «два в одном»...
— Как построена жизнь в доме?
— Выходной у нас понедельник, — рассказывает Екатерина. — Но он перестал быть выходным, когда у нас появился ребенок. Потому что и в этот день ты тоже ведешь его в садик. И так же с 7 утра уже на ногах. После садика иногда удается досыпать. Вечером после репетиции забираешь ребенка и везешь в школу на дополнительные занятия, на отдых времени уже не остается.
Арину, дочку Кати и Леши, в театре знают все. В Челябинске они живут одни, без родственников. И малышку лишний раз оставить было некому. Поэтому до трех лет девочка жила с ними в театре. Но и садик, куда она ходит в дневное время, проблему не решил: по вечерам у родителей спектакли. И дочь снова в театре.
В апреле Арине исполнится уже семь лет. Ей очень нравятся «Приключения доктора Айболита», «Анюта», потому что там играют дети и там много музыки! В последнее время перестала любить «Баядерку». «Это там, где ты дерешься и где тебя змея кусает? — уточняет она у мамы. — Нет, не пойду!»
При этом она безумно хочет стать балериной. И мама допускает, что это вполне может произойти.
Как и у многих балерин, у Екатерины были травмы, связанные со сценой. Одна из наиболее тяжелых была в училище. Произошло все нелепо: упала на улице. В результате случился перелом пятой плюсневой кости. Но об этом она еще не знала и продолжала танцевать два месяца, пока не поняла: все, так больше нельзя! Сделала снимок. Врачи были поражены: как с такой травмой можно еще и танцевать?! И на танцы был наложен запрет. В итоге не смогла сдать выпускной госэкзамен по классическому танцу, и в дипломе поставлена оценка «3». Профнепригодностью это не считается, но было страшно обидно, поскольку именно по этому танцу она всегда была в лидерах.
Из-за травмы ее убрали с отчетного концерта. А тут вдруг воззвали к ее патриотизму и предложили станцевать к 9 Мая, к Дню Победы. И вот тогда-то она им доказала, что сдаваться не собирается. И на отчетный ее взяли…
С тех пор о переломе она уже и не вспоминает. А вот тот снимок с ее травмой до сих пор хранится в училище как наглядное пособие для будущих балерин: какие опасности их подстерегают…
Другая травма, и тоже очень болезненная, случилась уже в театре: в стопе образовалась трещина. Боли были столь сильными, что почти половину движений приходилось переучивать на другую ногу. С этой травмой промучилась два года, пока за нее не взялись врачи из медицинской спортивной клиники, спасибо им!
Кофе, шоколад, казы и шужук
— Два человека одной профессии в одном доме — это облегчает жизнь или усложняет?
— Я рада, что мой муж тоже человек искусства. Потому что тот образ жизни с постоянными репетициями и спектаклями, даже в выходные, смог бы пережить далеко не каждый.
Мы можем не танцевать вместе месяц-другой. Но если вдруг выпадает карта сойтись в паре, то мы срабатываемся буквально за день, настолько хорошо мы друг друга знаем! Дома стараемся не говорить о балете, этого вполне хватает на работе! Стараемся жить обычной семьей.
Алексей — прекрасный отец. Когда я уезжала на гастроли за границу, он сидел с ребенком. Это была своего рода авантюра! Мы, несколько отчаянных балерин нашего театра, рискнули оставить своих мужей дома с детьми на целых три месяца! Да еще и разница во времени в пять часов сказалась: в Челябинске все уже спали, а у нас спектакль только заканчивался. После этого Алексей твердо заявил: одну не отпущу. Поедем вдвоем!
— Что самое сложное в профессии балерины?
— Постоянно держать себя в физической форме. Еще сложнее — находиться в постоянном эмоциональном, психологическом настрое. И не заболеть! Это самое страшное.
— Без каких вещей не обходится ни один день?
— Без кофе и без шоколада.
— Какой самый нелепый стереотип о балете и артистах вы бы опровергли?
— То, что все балерины на диете. Якобы они голодают. Чтобы балерина элементарно могла танцевать, ей необходимо есть. Иначе у нее просто не хватит сил. Балерины работают как лошади! И сжигают столько калорий, что без полноценной пищи их просто не компенсировать.
Так что по секрету скажу вам: все балерины питаются. (Смеется.) Лично я никакой специальной диеты не придерживаюсь. Не поверите: ем вообще все!
Казахскую кухню очень люблю: бешбармак, например, мясо по-казахски. Готовится блюдо из разного мяса, но я предпочитаю баранину. Или дичь, добываемую на охоте. В Казахстане мы запасаемся с лета и привозим оттуда такие деликатесы, как казы и шужук (колбаса из конины). Еще очень люблю яблоки из маминого сада.
— Есть свой девиз по жизни?
— «Никогда не сдаваться!» Я точно знаю, что всегда есть второй шанс в жизни! Бывают затяжные дни, когда спектакли идут за спектаклями, особенно на гастролях. И иногда я, смертельно уставшая, лежу ночью и думаю: «Боже, да зачем же мне эти мучения?» Но проходит какое-то время, ты чуточку отдохнула, и в тебе просыпается прежняя Катя: «Что ты такое говоришь? Да ведь ты и дня не сможешь прожить без балета!»
И я понимаю: эта прежняя Катя права…
Источник: https://up74.ru/articles/kultura/108494/
Автор: Марат Гайнуллин,
Фото: Вячеслав Шишкоедов