Журналисты побывали на репетиции спектакля «Риголетто» и узнали, что происходит за кулисами театра за несколько дней до премьеры.
Совсем скоро Челябинск узнает о неШУТочных переживаниях Риголетто
В Челябинске грядет громкая во всех смыслах премьера одной из ярчайших опер Джузеппе Верди «Риголетто». Пока ценители высокого искусства ждут выходных (премьерные показы пройдут в столице Южного Урала второго и третьего февраля), в театре оперы и балета имени Глинки вовсю кипит подготовительная работа.
Челябинским журналистам посчастливилось побывать на открытой репетиции «Риголетто». Мир чистых звуков и нешуточных страстей, экстравагантных - по меркам нашего времени - нарядов и затейливых головных уборов приоткрылся перед представителями прессы сегодня, 29 января.
На сцене театра оперы и балета блистал знаменитый баритон Борис Стаценко, мастерски владеющий голосом. Все оттенки чувств, испытываемых, по замыслу Верди, главным персонажем оперы – Риголетто, артист передавал очень убедительно. Наблюдать за перевоплощением Бориса Стаценко в шута было очень интересно. Мимика, жесты, походка, выражение лица (то насмешливое, то гневное, то торжествующее, то задумчиво-печальное) - все говорило о том, что артист проживает свою роль и что он успел с ней сродниться.
Борис Стаценко - действительно опытный «шут», за его плечами - около двухсот выступлений в роли придворного паяца. Партию Риголетто он исполняет уже больше двадцати лет.
«Пел во всем мире, в том числе в Париже, в Италии (в Турине и Триесте), в Германии (Берлине и Штутгарте), в Большом театре, конечно же. Сложна ли для меня эта партия? Понимаете, легких партий в принципе нет. Все они сложные. Даже самая маленькая партия - сложная, потому что надо вовремя вступить», - отметил Борис Стаценко.
Он рассказал, что, дебютируя в роли Риголетто, итальянский язык совсем не понимал и пел, «как попугай».
«Сейчас я понимаю каждое слово. Поэтому отношение к партии шута у меня изменилось. Я стал петь несколько по-другому. И дело тут даже не в вокале, а в особом внимании, которое я стал уделять акцентам, тому, что рождает правильный жест, правильную интонацию. Риголетто в моем исполнении – это любящий отец, дочь которого унизили. В то же время шут должен быть шутом, он должен издеваться над окружающими. Если честно, то это персонаж мне не сильно близок, хотя у меня тоже есть дочь. Дело в том, что я четко разделяю происходящее на сцене и реальную жизнь», - поделился Борис Стаценко.
Опытный исполнитель партии Риголетто взял шефство над солистом челябинского театра оперы и балета Александром Сильвестровым, для которого роль шута - первая в карьере.
«Борис Стаценко исполняет партию Риголетто уже давно, знает все нюансы. Он охотно поделился со мной разными хитростями и лайфхаками, которые мне очень пригодились, помог исправить разные мелкие недочеты», - рассказал Александр Сильвестров, который также подчеркнул, что уникальность предстоящей премьеры в том, что над этой постановкой работает действительно сильная команда. Вообще же «Риголетто» в столице Южного Урала уже шел, новым для челябинского театра оперы и балета не является.
«В работе над нынешним спектаклем задействованы большие профессионалы. Это и режиссер «Риголетто» Вячеслав Стародубцев, и команда постановщиков, и художники по свету, и художники по костюмам. Ну и, конечно, уникальность премьеры в том, что второго февраля ее исполнит Борис Стаценко. Что касается меня, то раньше я партию Риголетто никогда не исполнял, для меня это будет дебют во всех смыслах этого слова. Это очень сложная партия и в психоэмоциональном плане, и в вокальном. Мне надо будет очень постараться, чтобы достойно ее исполнить. С волнением пытаюсь справляться, хотя это и нелегко. Я стараюсь вжиться в роль Риголетто настолько глубоко, чтобы мне было легко себя в ней ощущать», - отметил Александр Сильвестров.
Художник по костюмам (а они поистине великолепны, равно как и головные уборы) Жанна Усачева (Санкт-Петербург) рассказала, что над образами персонажей работает с лета прошлого года.
«Опера «Риголетто» - это, по сути, выдуманная история частной жизни короля Франциска Первого (из династии Валуа), он правил с конца 15-го до начала 16-го века, это Позднее Возрождение. Король являлся покровителем многих художников. Поэтому, создавая костюмы, я отталкивалась от картин художников того времени: Арчимбольдо, Караваджо. Но уходить в документалистику все-таки не хотелось. Пришлось даже похулиганить», - поделилась Жанна Усачева, отдельно похвалившая прекрасные и очень аппетитные результаты труда усердных бутафоров - искусно созданные виноградные гроздья в спектакле «Риголетто» украсили собою немало женских и мужских голов.
Как ранее сообщало агентство «Урал-пресс-информ», режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев (Новосибирский театр оперы и балета) является автором более сорока постановок в театрах России. В качестве консультанта и режиссера музыкальных сцен участвовал в выпуске кинокартин «Достоевский», «Куприн. Поединок», «Григорий Распутин».
Рассуждая об особенностях «Риголетто», Вячеслав Стародубцев отметил, что это абсолютно не бытовая опера. В музыке Джузеппе Верди на минимальную единицу времени приходится максимальное количество событий, а сюжет Виктора Гюго, положенный в либретто, является детективом, смешанным с мистикой и триллером.
«Мы постарались «очистить» оперу от наносных стереотипов, которые сложились за достаточно серьезную историю постановок «Риголетто». Можно сказать, начали с нуля: погрузились в произведение Верди и следовали законам музыкальной драматургии», - поделился Вячеслав Стародубцев.
Челябинск может быть уверен: режиссерское решение и сценография спектакля от постановочной команды из Санкт-Петербурга и Москвы не оставят равнодушным даже самого искушенного зрителя.
Второго февраля в роли Риголетто перед зрителем предстанет солист Новой Оперы, приглашенный солист Большого театра и Немецкой Оперы на Рейне в Дюссельдорфе Борис Стаценко, третьего февраля - солист челябинского театра оперы и балета, лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Сильвестров.
Автор: Евгения Александрова, uralpress.ru
В челябинской Опере готовят грандиозную премьеру «Риголетто»
В Челябинском театре оперы и балета 29 января прошла генеральная репетиция оперы Джузеппе Верди «Риголетто» – ее премьера состоится в субботу, 2 февраля, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Солисты оттачивают свои партии, художники по костюмам добавляют последние штрихи. Напомним, в день премьеры на челябинскую сцену выйдет солист Новой Оперы и Немецкой Оперы в Дюссельдорфе, уроженец Челябинской области Борис Стаценко (баритон). За свою карьеру артист сыграл более 200 спектаклей и с высоты опыта признается: за 20 лет на сцене лично для него многое изменилось.
«Когда я дебютировал с "Риголетто", то не знал итальянского и пел, как попугай. Сейчас я понимаю каждое слово. Это изменило отношение ко всей партии, позволило расставить акценты и подобрать правильные жесты, интонацию», – признается оперный певец.
По словам Бориса Стаценко, он исполняет роль отца униженной дочери, его герой – в образе шута – совсем не похож на артиста в жизни. Однако он четко разделяет роли на сцене и за ее пределами, и при этом понимает каждого героя спектакля.
«Не бывает легких партий. Даже самая маленькая партия – сложная. Сюжет в "Риголетто" сейчас трудно представить в наши дни. Но человеческие чувства не изменились за тысячелетия. Дети рождаются и проходят через эту жизнь. Сейчас они не спрашивают, почему горит свет или как работает смартфон, но чувства испытывают те же», – говорит артист.
В остальные дни спектакля партию Риголетто исполнит солист Челябинского театра оперы и балета Александр Сильвестров. По его словам, в подготовке к сложным спектаклям ему помогает соблюдение поста – держит в тонусе.
Художник по костюмам Жанна Усачева (Санкт-Петербург) рассказывает: работа над созданием образов в спектакле началась еще летом. Полгода мастера под руководством режиссера Вячеслава Стародубцева изготавливали наряды позднего периода эпохи Возрождения.
«В документалистику уходить не хотелось – опера требует условности. Нам пришлось где-то немножко похулиганить. На головах – гроздья винограда, фрукты. Цыганка – на стороне наемного убийцы Спарафучиле, и их обоих мы одели в кожу», – рассказывает художница.
Перед дизайнерами поставили сложнейшую задачу – отразить многогранную партию Риголетто в разных визуальных образах. «У Риголетто самый сложный костюм по изготовлению, в нем много элементов, ведь он сначала появляется в образе шута и придворного забияки, а в конце он страдающий отец и человек улицы, с которой должен сливаться», – делится Жанна Усачева.+
На открытой репетиции не все солисты предстали в своих образах, включая и исполнителя главной партии Бориса Стаценко. Поэтому увидеть яркие костюмы зрители челябинской Оперы смогут на премьере уже в ближайшие выходные.
Автор: Анастасия Михайлова, фото автора, dostup1.ru
Оперу «Риголетто» вернули в репертуар челябинского театра. Премьера!
В академическом театре оперы и балета имени Глинки начался генеральный прогон долгожданной премьеры «Риголетто». Над постановкой работают режиссеры и художники из Москвы и Санкт-Петербурга. Они постарались сделать живой, динамичный спектакль, интересный современному зрителю. Экспериментов особо не ставили, но от стереотипов, которые сложились за долгую историю постановок оперы, постарались избавиться.
«Нам хотелось вернуться к истокам, погрузиться в музыкальную драматургию самого Верди. Часто образ Джильды, дочери Риголетто, почему-то ассоциируют с невинной, бестелесной структурой. Но у нее ведь тоже есть характер, темперамент. Но главный для меня стереотип — это то, что у Риголетто должен быть горбом»,— рассказывает режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев.
В разных театрах мира Риголетто, как правило, уродец в пёстрых шутовских одеждах. В новом же спектакле, возвращаясь домой, он снимает свой «горб» и, как сказал молодой челябинский солист, лауреат международных конкурсов и Риголетто-дебютант Александр Сильверстов, «ходит с гордо подтянутой спиной».
Другой премьер — челябинец Борис Стаценко известен как один из самых ярких исполнителей Риголетто на европейской сцене. Труднейшую для баритона партию он пел в разных постановках около 200 раз. К идее постановщиков челябинского спектакля исполнитель отнесся с пониманием.
«А почему нет? Шут должен быть шутом, должен кривляться и издеваться. Иначе он не шут. Знаете, в одном из романов Александра Дюма есть шут по имени Шико. Он служил при французском короле, был высоченного роста, без горба и на шпаге мог работать. Это нормально».
Желание сделать классический спектакль не только ярким и драматичным, но и современным, видно по сценографии. На сцене нет живописных задников, громоздких конструкций, бутафории. Все очень условно. О конкретной исторической эпохе напоминают лишь костюмы петербуржской художницы Жанны Усачева - роскошные, многослойные, сложного кроя. Совсем как на полотнах средневековых художников конца XV – начала XVI веков.
На челябинской сцене «Риголетто» ставили трижды. Причем спектакли шли до тех пор, пока костюмы и декорации не ветшали окончательно. Название ненадолго исчезало из репертуара — до следующей премьеры. А зрители с нетерпением ждали возвращения вердиевского шедевра. Премьера состоится 2 и 3 февраля в театре оперы и балета им.Глинки.
Автор: Татьяна Марьина, mediazavod.ru
Видео 1obl.ru: