В феврале мы порадуем зрителей премьерой. Оперу «Риголетто» Джузеппе Верди на челябинской сцене ставит главный режиссёр Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ), кандидат искусствоведения Вячеслав Стародубцев.
Он является автором более 40 постановок в театрах России. В качестве консультанта и режиссёра музыкальных сцен участвовал в выпуске кинокартин «Достоевский», «Куприн. Поединок», «Григорий Распутин». Что же ждать челябинской публике от спектакля в постановке Вячеслава Стародубцева?
– «Риголетто» – это абсолютно не бытовая опера, как многие могут себе представить, – рассказал режиссёр в перерыве между репетициями. – В музыке Верди максимальное количество событий на минимальную единицу времени. А сюжет Виктора Гюго, положенный в либретто, это вообще детектив, смешанный с мистикой и триллером, поэтому спектакль будет очень динамичным.
– Вячеслав Васильевич, чем ещё будете удивлять нашего зрителя?
– Вы знаете, на сегодняшний день самое большое удивление вызывает классическое, но глубокое прочтение материала. Мы постарались очистить музыку и сюжет от наносных стереотипов, которые сложились за достаточно серьёзную историю постановок «Риголетто». Можно сказать, мы начали с нуля: погрузились в произведение Верди и следуем законам музыкальной драматургии.
– И при этом спектакль будет очень зрелищным…
– Конечно, декорационное решение (художник-постановщик Пётр Окунев) будет современным, то есть не бытовым и не изобразительным, не бутафорным. Например, первая сцена бала основана на практически древнегреческих вакханалиях, артисты выйдут к зрителям в шикарных костюмах исторического кроя (художник по костюмам Жанна Усачёва). Кроме того, интересно и световое решение (художник по свету – Сергей Скорнецкий). Повторюсь, это будет достаточно современный и динамичный спектакль, основанный на классическом фундаменте музыки и драмы.
– Во время репетиции я заметила, что во многих сценах используется ткань – практически становится полноценным персонажем.
– Ткань присутствует в каждой моей постановке. Мне даже говорят, что это мой почерк. Этот материал является достаточно простым выразительным средством, но при этом ярким – можно создать целый образ. Например, образ Джильды связан с невинностью. Это мы, используя простынь, показываем во время первой встречи главной героини с герцогом.
– А чем вы вдохновляетесь?
– Вы знаете, я очень люблю старые фильмы и фильмы-оперы – вырос на них. Мне нравится то роскошество и та оперная фактура и эстетика, которая в них присутствует. Опера – это высокий стиль, стиль большого формата, поэтому в ней всё должно быть красиво. На спектакле зрителю нужно показать то, что он не увидит на улице. Для меня красота, яркость, сочность имеют очень большое значение.
– У вас интересный подход к работе на репетициях. Чтобы вызвать нужные эмоции, вы просили артистов хора представить себя футбольными болельщиками…
– Хор вообще в каждом театре – это сложный организм, но с вашими артистами я получаю огромное удовольствие. У вас очень молодая труппа – яркие и талантливые ребята. Мне необходимо вызвать у них сопереживания и эмоции здесь и сейчас, а пока я буду объяснять исторический контекст, всю трагедию… Это такой режиссёрский приём – объяснение сцены на основе футбольных терминов. Артисты ведутся на все мои провокации, поэтому с ними интересно работать и всё получается.
– «Риголетто» подойдёт и для молодого, и для консервативного зрителя?
– Эта постановка абсолютно для всех возрастов. Мой педагог Дмитрий Александрович Бертман учил меня смотреть на то, что я делаю разными глазами: глазами зрителя, который пришёл на оперу впервые, глазами ребёнка, пожилого человека, глазами критика. Я всегда пытаюсь делать историю, которая была бы интересна всем.