Отзывы о IX Международном фестивале балета «В честь Екатерины Максимовой»
В ЧЕСТЬ МАКСИМОВОЙ -2017
Фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», прошедший на сцене челябинского театра оперы в девятый раз, имеет непростую судьбу. Чествование Екатерины Сергеевны впервые состоялось на этих подмостках в 2002 году по инициативе главного балетмейстера театра Александра Мунтагирова. Проведя в 2008 году фестиваль в пятый раз, взяли паузу на целых шесть лет. И только в 2014 году, во многом благодаря усилиям прима-балерины Татьяны Предеиной, максимовской ученицы, театр возродил свое же замечательное начинание. Если раньше даты фестиваля «скользили», согласовываясь с планами Максимовой, то теперь ежегодный праздник танца, ставший детищем директора театра Владимира Досаева и художественного руководителя балетной труппой Юрия Клевцова, ориентируется на лето.
В этот раз афиша IX Международного фестиваля заняла пять дней, вместив собственную работу челябинцев - премьеру двухактного балета «Ида», гастроли екатеринбургского театра оперы и балета с золотомасочным спектаклем «Ромео и Джульетта», выступления компании «Иерусалимский балет» и гала-концерт.
Балет «Ида», имеющий подзаголовок «Любовь и страсть Иды Рубинштейн», поставлен петербургским балетмейстером Надеждой Калининой на музыку французских и испанских композиторов конца XIX- началаXX веков. Звучит и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Спектакль родился в сотрудничестве с продюсерским центром «ARAME PRODUCTION» (Франция).
Калинину привлекла неординарная личность Иды Рубинштейн, но спектакль не летопись жизни и творчества и даже не описание конкретного исторического периода той, что утверждала: «Я не могу идти рядом с кем бы то ни было. Я могу идти только одна». Темой исследования балетмейстера стала взаимосвязь творчества Иды и ее personalité. Таким образом, спектакль - это авторская фантазия о знаменитой и противоречиво-сложной женщине - актрисе. Балетмейстер разработала интересное либретто, сочетая в нем жизненные реалии и поэтические метафоры. Отлично подобран музыкальный материал, хотя порой кажется, что темпоритм хореографии не поспевает за ритмической динамикой музыки, как, к примеру, в эпизоде сна Иды (Asturias Альбениса). Не избежала Калинина и клиширования «русской Испании» с непременными веерами. Хореография изобилует красиво-заковыристыми дуэтами, с которыми успешно справляются Екатерина Хомкина-Сафронова (Ида) и Валерий Целищев (Вальтер). Спектакль, оформленный Антоном Сластниковым (декорации) и Еленой Сластниковой (костюмы) получился достаточно внятным и зрелищным. Дирижер-постановщик Вячеслав Губанов.
О балете «Ромео и Джульетта» в постановке Вячеслава Самодурова написано немало. Известный шекспировский сюжет хореограф вернул в пространство средневекового театра «The Globe» (художник-постановщик Энтони Макилуэйн). И в то же время придал ему черты современности, позволил зрителю приоткрыть завесу, скрывающую мир кулис.
В заглавных партиях Екатерина Сапогова и Александр Меркушев. Вместе с ними историю разыграли Андрей Вешкурцев (Меркуцио), Глеб Сагеев (Бенволио), Виктор Механошин (Тибальд).
«Иерусалимский балет» вырос из школы, созданной в 2004 году выдающейся балериной Большого театра России Ниной Тимофеевой, переселившейся в Израиль. Сама компания отсчитывает свою биографию с 2008 года и тесным образом связана с кипучей деятельностью дочери Тимофеевой – Надежды. Сегодня Надя Тимофеева – душа и школы, и труппы танцовщиков. В своем лице она соединила администратора, педагога, художественного руководителя и балетмейстера и даже художника по костюмам. Все это подтвердил уже юношеский опус Нади - «Бег» на музыку Токатты и фуги ре минор И.С. Баха. Произведение поставленное, отрепетированное и оформленное Надей. неопровержимо засвидетельствовало ее академическое балетное образование. Это неудивительно: Надя окончила Московское хореографическое училище. А вот вклинившаяся в музыкальную ткань «Бега» джазовая версия в исполнении трио Жака Лусье, стала данью современным ритмам и неоклассике. Все-таки израильская хореография имеет явный вектор современных пластических форм.
Три миниатюры, показанные в первом отделении, познакомили зрителя с тремя разными хореографами. Одед Ронен поставил и сам исполнил вместе с Анаэль Заиейкин «Tancici Dum» («Танцующий дом в Праге»). Поначалу танцовщики разделены сценой. Она более скована в движениях, балансирует на пуантах, раскинув руки, но всякий раз падает. Он, напротив, пластичен и, лежа, пытается освоить вертикаль. Через какое-то время артисты сходятся. Их дуэтное взаимодействие становится можно трактовать как поддержку, оказываемую на жизненном пути одним человеком – другому.
Третье произведение – «Течения» поставлено на музыку Zoё Keating (Зо Китинг) Егором Меньшиковым - выпускником хореографического училища им. А.Я. Вагановой. Артисты синхронно движутся – вращаются, прыгают. Танцовщицы на пуантах крутят пируэты и взмывают на руках партнеров. Но разгадать смысл происходящего оказалось сложнее. Хорошо, что получасовой хронометраж первого отделения не позволил утомить публику и подготовил к просмотру балета «Отелло» в постановке эстонского балетмейстера Марины Кеслер. Можно было бы написать «на музыку» Арво Пярта, если бы в партитуру не вмешались «шумы» и весьма неожиданная мелодия Чайковского. Так что это, скорее, новомодный «музыкальный семпл».
История любви Дездемоны (Мария Селектор) и Отелло (Мейтар Басон) разрушенной коварным предательством Яго ( Михаэль Шнайдер) и алчностью Бьянки (Анаэль Затейкин) разыграна очень динамично в скупых декорациях. Практически на сцене только трансформирующаяся конструкция из натянутой на обруч длинной белой бахромы. Это и интимный альков, и экран для видеопроекции струящей морские волны… Дизайн сцены и костюмов принадлежит Андрее Хамер (Швеция), которую можно упрекнуть, если не в лапидарности, то уж точно, в образной нивелировке персонажей. По нарядам отличить Отелло, Яго и Кассио (Ави Лернер) очень трудно. Благо, что хоть балетмейстер разделяет их лексикой. Артисты танцуют с полной самоотдачей, искренне веря в предлагаемые обстоятельства.
Завершивший фестиваль гала-концерт – образец продуманного составления программы, которая представила кордебалет и солистов челябинского театра, а также гостей из Большого и Мариинского театров, плюс Баварская опера. Образовались любопытные дуэты. Солистка Мариинского театра Оксана Бондарева и премьер Большого Александр Волчков – крепкие профессионалы - сошлись легко, исполнив adagio Одетты и Зигфрида и pas deux из балета «Дон Кихот» с антуражем челябинских артисток и солисток Дарьи Демченко и Алены Филатовой.
В pas de deux из «Спящей красавицы» соединились Валерий Целищев и Анастасия Горячева (Большой театр). И если дуэт, сформированный всего парой репетиций, не успел обрести полной свободы, то сама Горячева - ученица Раисы Стручковой и Екатерины Максимовой - предстала «хрустальной» Авророй. А ее безупречная «Мазурка» Скрябина-Голейзовского (в сопровождении фортепиано Татьяны Миркиной) поистине достойный hommage Екатерине Сергеевне.
Любимица челябинцев Татьяна Предеина проплыла «Лебедем» Сен-Санса-Фокина. Безжизненно поникшая в финале голова подчеркнула трагизм прощания с жизнью, будь то царственная птица, или земная девушка. В «Элегии» С. Рахманинова-В.Васильева вместе с Александром Цвариани балерина сделала достойное концептуальное посвящение Максимовой.
Дмитрий Выскубенко, хоть и прибыл из Мюнхена, все же не может вполне считаться зарубежным исполнителем. Выпускник Московской государственной академии хореографии, он лишь год работает в немецком оперном театре, а в Челябинске показал два хореографических монолога, поставленных для него отцом – Юрием Выскубенко. Первый - «Хочу танцевать» (муз. Луи Примы в аранжировке Бенни Гудмена) - рассказывает о веселом парне, выражающем свою потребность движения в музыкальных ритмах и телесной гибкости. Второй - «Грезы Икара» (муз. Людовико Эйнауди) – это целый мини-спектакль, с яркими режиссерскими находками. Здесь уместными выглядят вспышки стробоскопа, фиксирующие мгновения полета танцовщика, а в финале печально спланировавшие с поднебесья перышки, которые только и остались от крылатого смельчака. В образе Икара Дмитрий оказался еще более убедительным в пластике, добившись пронзительности интерпретации хореографии.
Солисты Иерусалимского балета Мария Селектор и Михаэль Шнайдер исполнили два разноплановых дуэта, сочиненных Надей Тимофеевой. В «Танго» (муз. Айдоса Нонино и Астора Пьяццоллы) явственно проступила тема сложных отношений любовников, расстающихся вопреки взаимному влечению. «Последнее свидание» - тоже о невозможности быть вместе, но совсем иной природы. Мотив «Евгения Онегина» лег в основу экспрессивного диалога, явно сочиненного под влиянием Крэнко и Ноймайера (на Балладу №1 соль минор), хотя и ничуть не хуже.
Юрий Клевцов выступил не только организатором фестиваля и режиссером вечера, в программе концерта его хореография (adagio Эсмеральды и Феба в исполнении Екатерины Хомкиной-Сафроноваой и Алексей Сафронова и вальс «Щелкунчика»). Дирижировал оркестровыми номерами Александр Матушкин. Он терпеливо выслушивал все пожелания артистов по темпам, Хотя его добросовестные старания их выполнить наталкивались на, видимо, недостаточный опыт балетного дирижирования. Соединить финальный музыкальный аккорд с акцентом последнего движения удалось не многим.
Завершили гала-концерт торжественный выход всех участников и умело подобранные трогательные кинокадры, запечатлевшие саму Максимову.
Балетный критик Александр Максов
В Челябинске станцевали «Иду (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)»
Балет оказался похож на мюзикл
В Челябинске станцевали условный Париж
Спектакль об Иде Рубинштейн, одной из самых ярких русских танцовщиц начала ХХ в., открыл международный фестиваль в честь звезды конца века Екатерины Максимовой.
С Челябинском ее связала одна из любимых учениц – Татьяна Предеина, благодаря которой о местном театре оперы и балета узнали за пределами страны. Сегодня Предеина сосредоточена на педагогической работе, а труппа, пройдя сложные времена, ищет собственное лицо.
Шестьдесят танцовщиков несут стандартный репертуар, от скромной «Анюты» до массивных «Баядерки», «Дон Кихота», «Эсмеральды» – без этого стандартного набора здания с колоннами на центральных площадях городов-миллионников у нас кажутся нерентабельными. Но в афишу девятого фестиваля их включать не стали, пожертвовав излюбленным провинциальным форматом «залетные звезды в наших собственных декорациях». Вместо этого предложили публике спектакли и стили, которых нет в собственном репертуаре. Из соседнего Екатеринбурга привезли победителя последней «Золотой маски» – «Ромео и Джульетту» Вячеслава Самодурова, созданных на стыке неоклассического балета, драматического театра и кино. «Иерусалимский балет» показал сборную программу неоклассики, включавшую постановки Нади Тимофеевой, Марины Кеслер, Егора Меньшикова и Одеда Ронена.
Челябинская труппа предстала в новом спектакле «Ида». Как известно, Ида Рубинштейн, чьи бесконечно длинные линии и бестелесный образ сохранил знаменитый портрет Серова, жила так, что могла бы стать героиней и современной мыльной оперы, и детектива, и монографии из серии ЖЗЛ. Но авторы балетного либретто не стали пользоваться ни одним из этих путей. Если бы не зафиксированное в названии имя, можно было бы предположить, что это обобщенная история любой успешной актрисы – не исключено, что Сары Бернар, или Веры Комиссаржевской, или Анны Павловой: кто из них не прошел через соперничество, признание, поклонение, утраченную любовь. Наводку дает возникающее в коллаже французской музыки рубежа веков равелевское «Болеро»: именно Ида Рубинштейн первой вывела его на балетную сцену, заказав постановку Брониславе Нижинской.
Хореограф из Петербурга Надежда Калинина, которой досталось уже готовое либретто, подошла к постановке со всем инструментарием выпускницы балетмейстерского факультета Петербургской консерватории и привыкшего работать по разнообразным заказам постановщика. Для нее не стало проблемой придумать ни парижский свет, ни условную дягилевскую труппу всего для 12 пар кордебалета, не забывая при этом выводить вперед слаженный и дееспособный женский состав и оставлять в тени часть предпенсионного мужского. Попыталась Калинина придумать индивидуальную лексику и для персонажей балета – возлюбленного героини Вальтера, Хореографа, Художника (который оказывается в либретто Александром Бенуа). Но, следуя за либретто, картины сменяются с калейдоскопической скоростью, не оставляя времени на то, чтобы разобраться в характерах героев и их отношениях. Здесь на помощь постановщику приходят исполнители – Александр Цвариани (Художник), Валерий Целищев (Вальтер) и по праву берущая на себя роль лидера Екатерина Хомкина-Сафронова (Ида), в чьем танце бесшовно соединяются неоклассическая лексика, эффектная драмбалетная подача и пластические изломы, позаимствованные из балетов Эйфмана. Сладостные узнаваемые мелодии Сен-Санса и Форе, силуэты Парижа в сценографии Антона Сластникова и костюмы Елены Сластниковой, напоминающие о летящих силуэтах эпохи джаза, в соединении с изящной хореографией складываются в мюзикл, поднятый на пуанты. Этот жанр сегодня оказался самым востребованным на российских просторах, вырвавшись за пределы театров музкомедии и угнездившись и в оперных театрах, и в драме. Челябинск, встретивший новый балет стоячей овацией, не стал исключением.
Сезон фестивалей
Челябинский «В честь Екатерины Максимовой» завершает цикл международных балетных фестивалей, проходящих в российской провинции. Этот цикл включает осенний фестиваль, посвященный Алле Шелест в Самаре, «Стерх» в Якутске, Улановский зимний фестиваль в Йошкар-Оле и два Нуреевских – в Казани и Уфе, проходящие в мае.
Анна Галайда / Для Ведомостей
Дирекции
Челябинского Государственного
Академического театра оперы
и балета им. М. И. Глинки
Я хочу поздравить дирекцию театра с очередным успехом – праздником балетного искусства в честь Екатерины Максимовой.
Челябинск ждет и любит этот фестиваль, на котором театры России и зарубежья показывают свои лучшие спектакли, рассчитанные на разнообразие вкуса и интеллекта зрителя. Этот год не исключение. Екатеринбургский академический театр оперы и балета привёз своё видение балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Постановка Вячеслава Самодурова отметает все каноны и штампы. Он смело создает броскую хореографию толпы.
Витиеватость лексики, эпатажность, давящая агрессивность, яркость образов, кордебалет, работающий на уровне солистов, талантливая молодежь в партиях героев балета – все это гипнотизирует, завораживает, держит внимание в течение всего спектакля.
Особо хочется сказать о гала – концерте.
Уже начало концерта задает планку: «белый акт» «Лебединого озера», премьер Большого театра Александр Волчков и солистка «Мариинки» Оксана Бондарева. Эта пара – трепетность и благородство.
Екатерина Хомкина и Алексей Сафронов – любуешься их красивым и элегантным дуэтом.
Блистательная и запоминающаяся Дарья Демченко, очаровательная Алена Филатова и харизматичный Александр Цвариани отличающийся огромным уважением и тактом в работе с партнершами.
Гостья фестиваля, ведущая солистка Большого театра Анастасия Горячева необыкновенно хороша в «Мазурке» (репертуар Е. Максимовой) как светлое воспоминание о великой балерине.
Дмитрий Выскубенко - яркое явление гала – концерта.
Дмитрий – чудо, талантище, восторг, феноменальное владение телом. А композиция « Грезы Икара» - маленький шедевр.
И, конечно, же душа фестиваля, его прекрасная составляющая Татьяна Предеина, задавшая творческий подъем всей программе. Опыт, мастерство, высочайший профессионализм – «и это все о ней».
Два балетных номера « Лебедь» Сен – Санса и «Элегия» С. Рахманинова – это философия жизни и любви, вдохновенный гимн высоким чувствам. Та глубина, проникновенность, искренность, с которой Татьяна Предеина проживает в этих хореографических композициях, доказательство того, что она достойная ученица великой Екатерины Максимой.
О кордебалете. Кордебалет в своем старании превзошел самих себя: положительная, наступательная энергетика.
Душой вечера был оркестр под дирижерским началом Александра Матушкина, который магически руководил и творческим взлётом артистов, и влюбленными в атмосферу балета и музыки зрителями.
Вот такое получилось восторженное письмо. А по – другому и не может быть.
Дирекция театра сделала великолепный подарок зрителям, любящим балет.
Спасибо.
Кавалер ордена "Курмет"
Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан
Почетный работник образования Республики Казахстан
Шамиль Фахрутдинов
IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ БАЛЕТА «В ЧЕСТЬ ЕКАТЕРИНЫ МАКСИМОВОЙ»
Открытие IX Международного фестиваля балета получилось замечательным.
«Ида» - шедевр. Хореография, музыка, декорации, оркестр - все превосходно. Ну и конечно наши замечательные исполнители: Валерий Целищев - БРАВО, БРАВО, БРАВО! Александр Цвариани как всегда великолепен. Александр Тихонюк - очень хорош! В целом все номера - синхронно, слажено, вдохновенно.
И отдельное спасибо Екатерине Хомкиной-Сафроновой! Она фантастична! Настолько гибкая, настолько плавная, во время танца она текла и переливалась как вода. Я ничего подобного раньше не видела.
В целом спектакль погружает в атмосферу модерна. В некоторые моменты зал прямо таки замирал, казалось, громкие звуки могут разрушить магию созданную артистами на сцене. Одним словом, это стоит увидеть. Спасибо всем авторам и исполнителям за этот праздник балета!
зрительница Елена
Субботний вечер провели красиво! Ходили на гала-концерт с участием звезд
IX МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ БАЛЕТА «В ЧЕСТЬ ЕКАТЕРИНЫ МАКСИМОВОЙ».
Я осталась под впечатлением от красоты, многообразия номеров и таланта. Все-таки русский балет - это вдохновенно!
зрительница Екатерина
Сегодня мы имели честь быть зрителями IX международного фестиваля балета «В честь Екатерины Максимовой»!
Это было свежо, восхитительно, бесподобно, волнующе, невероятно талантливо и музыкально!
Смотрели на одном дыхании «Иерусалимский балет»: три миниатюры и трагедия всех времён и народов У. Шекспира «Отелло»!
Я в неописуемом восторге (мои ладошки пылали), в бурных овациях зрители благодарили за подаренные артистами удовольствие и прекрасное настроение!
БРАВО!!!
зрительница Людмила
«Иерусалимский балет» прекрасен!
Вы - открытие! Самые яркие впечатления! Запомнились и полюбились!
зрительница Маргарита
«Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра оперы и балета - прекрасная постановка: гармоничный и цельный сплав мастерской хореографии и мощной актерской игры, техничности и чувственности – и, конечно, красоты в каждой детали. Смотрится на одном дыхании. Отдельное спасибо оркестру за безупречное и яркое исполнение!
зрительница Мария
Однажды ещё молодая Фаина Раневская, потрясенная увиденным в Художественном театре, после спектакля сидела в зрительном зале. К ней подошёл капельдинер:
- Барышня, пора уходить!
- Куда же я теперь пойду? - ответила Раневская....
Нет, искусство не «десерт», искусство - это сама жизнь и даже больше, чем жизнь...
Оно устремляет нас ввысь, в небеса, как героя композиции «Грёзы Икара» в исполнении солиста Баварского балета Дмитрия Выскубенко. И уж не знаю, случайно ли или нарочно медленно спустилось «с неба» последнее перо перед самым лицом артиста уже после выступления, когда танцовщик вышел на поклон к зрителям.
Закончился праздник... Отгремели бурные аплодисменты восторженных зрителей...
Но театр не закончился. Никогда мы не забудем слияния душ по обе стороны огней рампы - артиста и зрителя. Ты уже немножко взлетел над этим миром... Куда же я теперь пойду?..
И каждый раз, выходя из театра, мы идём в жизнь, но уже немножечко лучше, чище, и хочется летать. А иногда и задумываешься - для чего ты живёшь? - Для радости, для любви, для мечты...
Низкий поклон организаторам фестиваля и особенно артистам за чудесный праздник и за это божественное искусство - балет!
И до новых встреч!
зрительница Татьяна