Интервью с академиком Российской Академии художеств Дмитрием Чербаджи.
Он оформил более 70 драматических, оперных и балетных спектаклей в России и за рубежом. Челябинскому зрителю знаком по работе в постановках «Синдбад», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Баядерка», «Белоснежка и семь гномов», «Дон Кихот» и «Эсмеральда». Дмитрий Чербаджи рассказывает о своем понимании театра и роли в нем художника.
Театр – это зрелище
На сцене все должно быть красиво, считает академик Российской Академии художеств Дмитрий Чербаджи. Может быть, поэтому костюмы и декорации, выполненные по его эскизам, будто из какого-то сказочного мира: буйство красок, переливов и множества деталей создают атмосферу чего-то волшебного.
- Задача художника, чтобы занавес поднялся, зритель открыл рот, а закрыл его только дома. На сцене должно быть фантастическое зрелище, чтобы люди забыли обо всех своих проблемах, окунулись в прекрасный мир балета или оперы, - рассказывает Дмитрий Чербаджи. - Когда человека начинают пугать со сцены, показывают сумасшедший дом или бордель, это бред. Театр – это приятное глазу, классическое зрелище! Художник обязан придумать это визуальное пространство, которое было бы интересно и детям, и взрослым.
Вдохновение художник черпает из музыки к спектаклям. А когда в голове возникают «картинки», выбирает нужный вариант и переносит на бумагу.
- Спектакль получается, когда композитор, балетмейстер и художник попадают в единую струю, в единую идею. Тогда, на мой взгляд, получается что-то интересное на сцене, некая гармония. А если режиссер или балетмейстер помещает музыку, написанную в 18 веке, в 21 век, художник начинает в свою сторону смотреть, то получается некий диссонанс, - добавляет академик Российской Академии художеств Дмитрий Чербаджи.
Мало только придумать…
За свою творческую деятельность Чербаджи успел посотрудничать со многими российскими и зарубежными театрами. Приглашение поработать в родном Челябинске всегда принимает с удовольствием. Ведь он уверен, здесь его художественный замысел воплотится, как надо.
- Мне нравится этот город, мне нравится здесь работать. Я сделал в Челябинском театре много спектаклей, даже не помню, сколько. Здесь замечательные люди! Ведь мало придумать декорации или костюмы. Замысел воплощают мастера! Мне в этом плане повезло, здесь высокопрофессиональный коллектив, замечательные художники-декораторы, с ними очень легко и приятно работать. Они абсолютно точно прочитывают эскизы и выполняют их, - рассказывает Дмитрий Чербаджи. - Один человек в театре ничего не значит, все равно работает коллектив. В данном случае, как говорится, грех жаловаться.
Чтобы замысел художника «ожил», команду необходимо увлечь творческим процессом. Для этого нужна проработанная идея. Дмитрий Чербаджи уверен, тогда интересно будет и бутафорам, и декораторам, и зрителям.
- У меня школа великих мастеров Большого театра, которые очень серьезно относились к своей профессии: работали над макетами, эскизами, шаблонами, разрабатывали все до мелочей. Знаете, почему так делалось? Потому что в театре мелочей не бывает! Когда все-все придумано и разработано, тогда на сцене все получается. А сегодня, к сожалению, появилось очень много умельцев-дизайнеров, которые отсканируют картинок, налепят их друг на друга – вот и делайте, что получится, то и получится. Часто и результат соответствующий. Так не должно быть. Это серьезная работа.
И так до самой премьеры. Костюмы и декорации должны пройти «проверку» светом и танцем, другим словом «обжить» сцену. За этот процесс художник-постановщик отвечает в той же мере, что и режиссер или балетмейстер.
Для справки:
Дмитрий Афанасьевич Чербаджи родился в Челябинске. Какое-то время жил в Одессе, потом переехал в Москву. Творческий путь в Большом театре начинал в качестве стажера. Как театральный художник состоялся во время сотрудничества с артистом балета и хореографом, народным артистом СССР Юрием Григоровичем. Сделал много проектов в России и за рубежом. Преподает в театральной мастерской Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. В настоящее время в театре оперы и балета им. М. И. Глинки совместно с художественным руководителем балета Юрием Клевцовым работает над созданием спектакля «Пахита».
Государственные и общественные награды и премии:
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.)
Памятная медаль «За участие в воссоздании храма Христа Спасителя» (1999 г.)
Награды Российской Академии художеств:
Серебряная медаль РАХ (2006 г.)
Золотая медаль РАХ (2016 г.)
Фото Григория Сотникова и Андрея Голубева.