Два произведения вместо одного. Театр оперы и балета им. М. И. Глинки приглашает зрителей на вечер одноактных опер. В программе - полюбившийся многим спектакль «Моцарт и Сальери», а также новая версия постановки «Алеко».
«Моцарт и Сальери» - спектакль о жажде справедливости
Премьера оперы «Моцарт и Сальери» на челябинской сцене состоялась два года назад в рамках вечера одноактных опер. Необычный формат публика приняла тепло. Правда тандем «Моцарта» и «Алеко» просуществовал недолго из-за технических сложностей второго спектакля. Возрождение первой постановки не потребовало серьезных восстановительных работ.
- Спектакль был показан два или три раза. Реквизит на сцене минимальный – рояль, старинные стулья, столы и подсвечники. Костюмы сохранились в хорошем состоянии, так что восстанавливать ничего не пришлось, - пояснил режиссер-постановщик спектакля Вадим Кейш. – В этой опере всего два главных действующих персонажа. Скорее всего, 18 февраля партии будут исполнять те же солисты, что и два года назад (прим. – Моцарт - П.Чикановский, Сальери – С.Гордеев). Хотя партии разучивают и другие исполнители. Посмотрим, что будет на репетициях.
Н. Римский-Корсаков писал оперу «Моцарт и Сальери» не на специально созданное либретто, а на текст одноименной пьесы А. Пушкина. Чтобы избежать иллюстративности и добавить в спектакль художественный объем, Вадим Кейш ввел третьего персонажа. Это черный человек, который присутствует на протяжении всего действия и наблюдает за происходящим. Безмолвный герой – олицетворение рока и неизбежности.
Многие критики считают, что произведение «Моцарт и Сальери» - это история о зависти Сальери к молодому таланту Моцарта. По мнению челябинского режиссера, персонажем движет чувство справедливости.
- Зависть - это какое-то мелкое понятие, оно здесь не причем. Это спектакль о жажде справедливости, - прокомментировал режиссер-постановщик Вадим Кейш. - Сальери восклицает: «Почему Господь меня обделил? Если Бог не желает найти справедливость, тогда я избран, чтобы его остановить». Именно жажда справедливости толкает Сальери на преступление. Но когда он совершает акт убийства, он вдруг понимает, что он все равно не будет таким, как Моцарт. Ведь музыка Моцарта останется. Поэтому, Сальери тоже решает покончить с собой. Это, конечно, не по-пушкински, но мне показалось это интересным.
Исторически факт убийства Моцарта никак не доказан. Более того, состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги. Тем не менее, слухи об отравлении молодого дарования имели в свое время большой резонанс и разгорелись с новой силой после публикации произведения А. Пушкина. Условная история потребовала условного сценического решения. В челябинской постановке задействовано минимум декораций. Единственный элемент, который объединяет все вокруг, это черный рояль – как символ творчества двух композиторов.
«Алеко» - спектакль о драме человека
В основе оперы «Алеко» С. Рахманинова также лежит произведение А. Пушкина. Либретто написано по поэме «Цыганы». Впрочем, это совершенно другой спектакль по стилю, мысли и исполнению. Над премьерной постановкой работает главный режиссер челябинского театра Екатерина Василева. Главным для нее стал не яркий колорит кочевой жизни цыган, а человеческие истории, близкие по своей сути каждому человеку.
- Очень часто эта опера ставится поверхностно и режиссеров больше привлекает магия цыган, какая-то внешняя картинка. Конечно, все это должно быть. Но самое важное - это люди, которые по-своему несчастны. Когда я работала над образами, я понимала, что все эти люди окружают нас в жизни, - пояснила режиссер-постановщик Екатерина Василева. - Психологическая драма на музыку Сергея Рахманинова заставляет зрителя взглянуть внутрь себя и задуматься о собственных переживаниях.
Такой подход потребовал от солистов тщательной проработки образов. Екатерина Василева даже отказалась в данной постановке от своего излюбленного приема, использования дополнительного видеоряда на сцене. Все свое внимание режиссер сконцентрировала на актерской игре.
- Поэма «Цыганы» Пушкина - это драма. Очень важно правильно донести эту эмоцию не только с помощью голоса, но и актерского мастерства, - рассказала Екатерина Василева. – В данной постановке я отказалась от каких-либо спецэффектов для того, чтобы зрители сосредоточились на истории конкретных персонажей, конкретных людей из нашей с вами жизни.
Новая работа Екатерины Василевой выполнена в соавторстве с художником Софьей Кобозевой. Этот тандем уже подарил театру в 2015 г. модерновую постановку «Жанна Д' Арк» («Орлеанская дева» П. Чайковского). В спектакле «Алеко» зрителей также увидят необычное визуальное решение происходящего. На сцене возникнет два мира цыган: реалистичный и фантазийный с синими лошадьми, красными деревьями и многим другим.
Режиссер обещает, что спектакль будет динамичным и сможет увлечь публику. Цель постановочной команды - заставит зрителей заглянуть внутрь себя.
- У нас задача максимум, чтобы зритель смог пропустить всю эту историю через себя. Это то же самое, когда смотришь хороший фильм, и в конце ком в горле, - пояснила Екатерина Василева. - В повседневной жизни мы «обросли» какой-то психологической коркой, потому что нам постоянно приходится от чего-то защищаться. Мне бы хотелось, чтобы после просмотра оперы «Алеко». Зрители вернулись к себе настоящим, вспомнили о своей душе, желаниях и потребностях.
Вечер одноактных опер состоится на сцене театра оперы и балета им. М. И. Глинки 18 февраля, начало в 18:00.