Много зеркал, витражей, огромная люстра и Луна. Предстоящая премьера балета «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» обещает стать одной из самых красивых и эффектных постановок театра оперы и балета им. М. И. Глинки. Об оформлении сцены и о том, как будут выглядеть персонажи спектакля, рассказали художники проекта Антон и Елена Сластниковы.
Одинокий силуэт девушки на фоне Луны, приглушенный свет... Пролог к спектаклю «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» отсылает зрителя в мир фантазий знаменитой танцовщицы. До конца не понятно, что это: сон или мечта таинственной балерины. Она пытается разглядеть в зеркальном диске свое отражение, увидеть себя в будущей постановке. Такое начало балета не случайно. Ведь Иду называли женщиной-загадкой, и ей это нравилось.
В Челябинской постановке много собирательных образов и символов. Первая массовая сцена - в художественном салоне Александра Бенуа. Площадку украшает огромная хрустальная люстра. Силуэт Эйфелевой башни в окне указывает на то, что действие происходит в Париже. Все выдержано в стиле модерн, зародившемся в конце XIX – начале XX вв. В следующей мизансцене перед зрителями уже Испания.
- Мы видим улицы Испании: Барселона, Мадрид, какой-то конкретики нет. Это собирательный образ испанских улиц, - пояснил художник-постановщик Антон Сластников. - После идет танцевальный зеркальный класс в Испании. На сцене стоят хореографические станки, которые могут передвигаться, изменять геометрию мизансцены. Это пластиковые ширмы с зеркальным покрытием на роликах. Таким образом, снова идет работа с отражением. Зеркала дают ощущение какой-то перспективы, мечты. Отражение расширяет пространство, это что-то таинственное и чарующее.
Образ зеркала и отражения в нем не раз появляется в спектакле. Ида будто находится в постоянном диалоге сама с собой, смотрит на себя со стороны. В финале спектакля она танцует на зеркальном столе диаметром три метра под музыку Мориса Равеля («Болеро»). Периметр сцены обрамляют огненные чаши, на дальнем плане появляются десятиметровые витражи в виде силуэта крыльев. Сама Ида обретает образ таинственной птицы.
- Декорации и костюмы на протяжении всего спектакля находятся в тандеме,- рассказала художник по костюмам Елена Сластникова. - В финале Ида срывает с себя платье и на глазах у зрителей ее переодевают, у нее появляется юбка – крылья. Это некое ощущение полета, окрыленности, любви… У каждого возникнет свой образ.
«Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» - довольно костюмированная постановка. Исполнительница главной роли переодевается шесть раз за спектакль. Столько же раз меняет наряды и кордебалет. В одной из сцен танцовщицы появляются в цветных пачках. Образ взят с картины Эдгара Дега «Голубые танцовщицы».
- В костюмах много камней. Мы старались делать отделку, чтобы было красиво и эффектно, - пояснила художник по костюмам Елена Сластникова. - Время и место, где все происходит, предполагает лоск, богатство и блеск. Тем более речь идет об известной балерине, у которой своя балетная труппа. Она дива! У нее всегда был яркий образ. От заказчика (прим. - французский продюсерский центр «Arame Production») было пожелание, чтобы в костюмах было больше прозрачности. Это нужно, чтобы тело лучше читалось. Наряду с легкостью и воздушностью в костюмах есть некая жесткость. Мы использовали довольно графичные образы. Среди декораций есть витражи в виде решеток, орнамент на костюмах повторяет их.
Спектакль «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» отличается мобильными декорациями. В проекте специально не акцентировали внимание на технических возможностях челябинской сцены, чтобы сделать постановку универсальной. Ведь труппу ждут продолжительные гастроли во Франции. Балет будет показан на различных по размеру и оснащению площадках.
Мировая премьера балета «Ида (Любовь и страсть Иды Рубинштейн)» состоится 22 и 23 октября в 18:00. Подробнее об идее спектакля и исполнительском составе читайте на официальном сайте театра оперы и балета им. М. И. Глинки.