Сегодня (9 октября) в Челябинском государственном академическом театре премьера оперы Шарля Гуно «Фауст».
Этого события действительно долго ждали. Ведь последний раз «Фауст» шел на челябинской сцене четверть века назад. Театр долго готовился к большой премьере. Предварительно была подготовлена концертная версия, которая по замыслу создателей должна была подготовить зрителей к восприятию оперной жемчужины. Впервые произведение Гуно прозвучало на языке оригинала - французском, как это принято во всем музыкальном мире.
А предварила большое событие генеральная репетиция, на которую можно было купить билеты. И зал был полон. Однако репетиция, хотя зрителей и предупредили, что во время спектакля могут быть остановки, когда дирижер или режиссер могут сделать замечание и попросить повторить какую-то сцену, превратилась, если так можно выразиться, в «репетиционную премьеру», которая превзошла все ожидания.
Перед началом спектакля нам удалось поговорить с художественным руководителем и главным дирижером театра Евгением Волынским.
- Любая премьера – это событие для театра. Конечно, мы волнуемся, - сказал Евгений Григорьевич, - спектакль неординарный, литературный источник отличает глубинная философия, музыка изумительная. И это монументальное оперное полотно мы постарались представить в обновленных красках, при этом бережно сохранив музыкальную составляющую. Мы хотели, чтобы современный зритель вынес мысли об истинной ценности жизни о выборе, который рано или поздно каждый из нас должен сделать. А это очень непросто. Режиссер-постановщик Екатерина Василева удивительно чувствует время, при этом ее интерпретация отличается очень тонким чувством меры. Режиссеру удалось сохранить равновесие, форма ни в коей мере не исказила глубины содержания, она позволила слушателям взглянуть через героев спектакля на самих себя, задуматься о таких главных общечеловеческих понятиях, как добро и зло.
На вопрос, как работалось над спектаклем, Евгений Григорьевич заметил, что это была очень большая работа, занявшая не один год, что каждый штрих отрабатывался режиссером скрупулезно. Что артисты росли от репетиции к репетиции, что все они горели и трудились с азартом молодости.
Ответил Волынский и на острый вопрос, зачем все же надо отказываться от классических постановок, ведь «осовременивание» уносит аромат эпохи, и иногда новаторы «вместе с водой выплескивают и ребенка».
- Я сам отношу себя к академическим музыкантам, – подчеркнул дирижер, - но надо понимать, что время не стоит на месте. То, что было хорошо вчера, молодое поколение не всегда воспринимает сегодня. Значит надо меняться и нам. Должен, однако, признать, что некоторые обновленные в духе времени постановки просто ужасны. Но Екатерина Василева особый случай. Я не буду навязывать своего мнения, просто посмотрите спектакль.
Среди зрителей в зале было много музыкантов, студентов, любителей оперного искусства, которые слушали «Фауста» на лучших сценах, в том числе и в Большом. Настороженность растаяла мгновенно: то, что происходило на сцене, завораживало. Это было действительно кипение молодой энергии, хороший вокал, новая хореография, которую предложил Юрий Смекалов, молодой и еще танцующий балетмейстер из Санкт-Петербурга. Великолепное оформление, костюмы, декорации. Сложнейшие конструкции, на которые ушли тонны металла, световые эффекты и многое другое, - все подчинено единому замыслу - созданию целостного гармоничного спектакля. И, конечно, свои аплодисменты в этот вечер заслуженно получили исполнители: народный артист России Николай Глазков (старый Фауст), Михаил Меньшиков (молодой Фауст), Екатерина Бычкова (Маргарита), Николай Лоскуткин (Мефистофель), Сергей Гордеев (Валентин), Мария Фролова (Шевера) (Марта), Иван морозов (Вагнер), артисты балета и другие исполнители.
С волнением ждали зрители балетной картины «Вальпургиева ночь». Можно сказать, что это был одноактный, совершенно самостоятельный балет, мало напоминающий его прекрасную классическую версию, которую никто не отменял, но которая при всем желании оказалась бы в постановке Василевой чужеродной. Нет смысла рассказывать, как «вписаны» в балетную картину образы Марлен Дитрих, Майкла Джексона, Мерилин Монро, разбираться, где ад земной с его психушкой, а где небесный. Это надо просто увидеть и услышать, понять по-своему. Не искать параллелей, а воспринимать спектакль на бессмертную музыку Гуно, как абсолютно новый. А главное, по-настоящему талантливый.
Лидия Старикова, Южноуральская панорама