Юрий Смекалов поставит на сцене челябинского театра балетные акты для двух готовящихся оперных премьер – «Жанна Д’Арк» и «Фауст». Пять дней хореограф пробыл в Челябинске, репетируя с артистами балета. Юрий Смекалов уже успел познакомиться с челябинской труппой и поделился впечатлениями ...
Юрий Смекалов поставит на сцене челябинского театра балетные акты для двух готовящихся оперных премьер – «Жанна Д’Арк» и «Фауст». Пять дней хореограф пробыл в Челябинске, репетируя с артистами балета.
Юрий Смекалов уже успел познакомиться с челябинской труппой и поделился впечатлениями от первых дней работы.
– Меня пригласил создать хореографию в опере «Жанна Д’Арк» главный балетмейстер Челябинского театра – Юрий Викторович Клевцов. В связи с очень сложным графиком, он передоверил эту работу мне.- Расскажите, каким вы видите спектакль «Жанна Д’Арк»? Ведь и режиссерское и сценическое решение весьма оригинальное, новинка для нашего зрителя во всех отношениях.
- Мне очень интересно принимать участие в работе над этим спектаклем. Во-первых, мне нравится художественная позиция режиссера оперы Екатерины Васильевой, её подача, с которой она обращается к зрителю. Сама тема, на мой взгляд, очень актуальна сегодня – это история о сильной личности, которая готова пойти на все ради справедливости.
Во-вторых, каждый региональный театр должен создавать новые спектакли, которые можно выдвигать на престижные театральные премии. «Жанна» в этом плане идеально подходит: креативно, свежо, смело. И потом, “Орлеанская дева” ставится очень редко, и еще реже постановщики оставляют в спектакле хореографический эпизод “Танец шутов”.
- Расскажите о балетном фрагменте, каков его сюжет и какова его роль в спектакле?
- Это танец шутов, в первом акте оперы. Балет появляется во время восхваления короля и королевы. И мне пришла в голову идея – сделать этот номер неким пророчеством. Шуты, развлекая народ, иллюстрируют то, что произойдет в будущем. За 5 минут они образно и хореографически расскажут историю Жанны Д’Арк от побед до сожжения. Мы даже используем силы хора для сооружения кострища.
- Как же всю эту драматургию уместить в 5 минут?
- Это и есть самая сложная задача. Я познакомился с труппой – они настоящие бойцы! Мужественно погрузились в новую для них хореографию, отчаянно репетировали и пробовали новые поддержки и танцевальные рисунки.
- Какой будет хореография этого балетного фрагмента? Это классика или модерн?
- Наша задача – сделать современный хореографический номер, сохраняя стилистику общего концептуального видения спектакля. Так же, мы обязаны учитывать и художественные образы, которыми наделены скоморохи, чтобы не резонировать общей картине. Балетный фрагмент будет насыщенным – прыжки, сложные поддержки, постоянные смены рисунков, быстрый темп. Так же, важна и эмоциональная составляющая, образность, зрелищность – этому способствует и музыка по своей структуре. Это яркий развлекательный номер в разгаре праздника на городской площади.
- После пяти дней репетиций и первого знакомства с труппой, каковы ваши дальнейшие творческие планы?
- Я планирую приехать на финальный этап выпуска спектакля в Челябинск в двадцатых числах июня. Сейчас главное, чтобы балет продолжал начатую работу. В дальнейшем сотрудничество с челябинской труппой продолжится, мы уже провели одну репетицию «Вальпургиевой ночи», балетного акта в опере «Фауст». Смелые режиссерские решения Екатерины Васильевой требуют современной пластики, у нас интересная трактовка, колоритные персонажи, но об этом чуть позже. Будет интересно и необычно.
Досье:
Юрий Смекалов окончил Академию русского балета имени А.Я. Вагановой, был премьером труппы Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана. В качестве приглашенного солиста выступал в Михайловском театре, Варшавской национальной опере, в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона. В феврале 2009 года Юрий Смекалов был приглашен в Мариинский театр. С 2008 года работает как хореограф. Осуществил ряд хореографических миниатюр и балетов: «Золото осени» (Verba volant, scripta manent — «слова улетают, написанное остается»), проект памяти Георгия Алексидзе; миниатюры Parting (первые исполнители: Евгения Образцова и Владимир Шкляров на гала-концерте «Малахов и друзья», Берлин, 2008); «Реквием Нарциссу»; «История на бегу» (2009), балеты «Предчувствие весны»;«Завод Болеро» (2010); “Джан”(2013); “INTENSIO”; “Infinita FRIDA”(2013); “Камера Обскура” (2014); “Орфей в подземном царстве”(2015).
Юрий Смекалов поставил на сцене Большого театра яркий и красочный двухактных балет для детей «Мойдодыр» на музыку Ефрема Подгайца. В спектакле были заняты ведущие солисты балетной труппы Большого. Спектакль был поставлен впервые. Партитура к этому балету выиграла у сотни конкурентов в конкурсе на лучшее произведение для детей. Большой театр проводил его совместно с Союзом театральных деятелей. Юрий Смекалов основательно переработал либретто. В последний раз спектакль для самых маленьких В Большом делали почти 30 лет назад. Балет «Мойдодыр» вызвал множество положительных отзывов театральных критиков и крупнейших федеральных изданий.
Награды и достижения: * Лауреат ХI Международного конкурса артистов балета и хореографов в категории «хореограф» (Москва, 2009, 1-я премия) * Лауреат первой премии Евроазиатского конкурса хореографов под патронажем Юреско (2011, Новосибирск) в категории хореограф, в номинации “Видео-балет” * Лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» в балете «Чайка» (Тригорин), сезон 2007/2008 * Дипломант фестиваля Benois de la danse, 2008 * Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», 2010 “Лучшая мужская роль” в балете “Парк”