Контракт его предшественника, Константина Уральского, закончился в июле этого года. С Главным балетмейстером театра народным артистом РФ Юрием Викторовичем Клевцовым беседовала начальник отдела по связям с общественностью ЧГАТОБ им.М.И.Глинки Наталья Городецкая. Юрий Викторович, как вы пришли в балет? В каком ...
Контракт его предшественника, Константина Уральского, закончился в июле этого года. С Главным балетмейстером театра народным артистом РФ Юрием Викторовичем Клевцовым беседовала начальник отдела по связям с общественностью ЧГАТОБ им.М.И.Глинки Наталья Городецкая.
Юрий Викторович, как вы пришли в балет? В каком возрасте это было? Это была инициатива моей бабушки Веры Сергеевны. Она имела непосредственное отношение к искусству – пела в оперетте Харьковского театра Музыкальной комедии, хотя и не являлась профессиональной актрисой. Бабушка привела меня на подготовительный курс балетной школы при Большом театре. Скажу честно, первые 3 года были мучительными. А потом… втянулся. В старших классах уже стало интересно и увлекательно. Я попал к прекрасному педагогу Александру Прокофьеву, и именно с ним начал делать успехи. Уже на втором курсе Хореографического училища (1988г.) я исполнил ведущую партию в балете «Тщетная предосторожность». Затем завоевал I премию Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве и II премию Международного конкурса артистов балета в Варне. Именно тогда меня заметил Юрий Григорович и пригласил в Большой театр в качестве премьера. Так случилось, что одним из первых я исполнял сложнейшие партии: «Данила» – «Каменный цветок» (хор. Ю.Григорович), Ферхад – «Легенда о любви» (хор. Ю.Григорович), Спартак – «Спартак» (хор. Ю.Григорович). Наряду с работой в Большом театре в течение 5 лет вы сотрудничали с Аргентинским театром «Колон». Как все начиналось?В 1993 году, на гастролях Большого театра в Лондоне, меня заметил импресарио Аргентинского театра и предложил работу в Буэнос-Айресе. Я стал первым русским артистом, который работал по контракту в театре «Колон». Новый репертуар, хореография, труппа… Огромный опыт и замечательный творческий багаж приобретены за 5 лет работы с 1993 по 1998 годы. Стоит отметить, что балетная школа в этом театре была основана русскими танцовщиками из труппы Анны Павловой. И они очень гордятся русской балетной школой, любят русскую культуру.
Педагоги живут в своих учениках… Какие качества вашей личности сформировались благодаря выдающимся личностям, которые были вашими педагогами? Прежде всего, я, конечно же, хочу назвать Александра Прокофьева. Он работал над становлением не только артиста, но и личности. Своим примером, своим отношением к профессии, к жизни он воспитывал в нас мужчин. Хочется выразить ему огромную признательность за уникальные знания, которые со всей искренностью и жаром души он передавал нам. Я так же благодарен ассистенту Ю.Григоровича Ворохопко Василию Степановичу, он поддержал меня, 18-летнего юношу, в первые годы работы в Большом театре. Самые теплые слова – в адрес Николая Романовича Семачева, правой руки Ю.Григоровича, который «лепил» мое тело, работал над образами. Все те великие люди, с кем мне, так или иначе, приходилось работать – Галина Уланова, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марина Семенова, Михаил Лавровский, Наталья Бессмертнова – оставили глубокий след в моей душе и сформировали уникальный творческий багаж, которым я готов поделиться с артистами челябинской труппы. Челябинск – ваш выбор или судьба? В какой-то степени судьба. Я только-только ушел из Ростовского Государственного Музыкального театра и хотел немного отдохнуть, побыть наедине с собой и семьей. Очень своевременно прозвучал звонок из Челябинска. Я отправился на встречу с Владимиром Досаевым, который оказался очень приятным человеком, искренне желающим помочь театру. Его позиция вызвала во мне ответные чувства и… я дал согласие.Ваша семья приехала с вами?
Моя жена, Элина Пальшина, заслуженная артистка РФ, балерина Большого театра сейчас находится в Москве, вместе с 3-х летней дочерью Елизаветой и собачкой Милашей (она тоже член нашей семьи). С женой мы много танцевали вместе, у нее прекрасная школа и опыт работы в качестве постановщика в Красноярске, Тбилиси, Ростове. Она будет приезжать в Челябинск, помогать мне в работе. Так же я планирую приглашать из ведущих театров страны педагогов и талантливых танцовщиков для обмена опытом с артистами челябинской труппы.Какие творческие планы у балетной труппы на 56 театральный сезон?
Прежде всего, 10 августа мы ожидаем приезда талантливого балетмейстера Юрия Бурлака. Он еще раз поработает над своим спектаклем «Золой век русского императорского балета», а затем приступит к постановке балета «Эсмеральда» муз. Ц.Пуни. С приездом хореографа начнется работа с балетной труппой, а так же обсуждение костюмов и декораций этого зрелищного и уникального спектакля.
Помимо этого труппа будет работать над восстановлением замечательного балета «Слуга двух господ» в хореографии Марии Большаковой, визит которой планируется в начале 2012 года.
В этом сезоне очень насыщенный график гастролей балетной труппы. 16 ноября начнутся гастроли в Шанхае (Китай), где будет представлено «Лебединое озеро». С 5 по 22 января – гастрольный тур по Европе. В Словакии, Сербии, Болгарии, Хорватии и Венгрии мы покажем 3 балетных спектакля.
Ваше творческое кредо?
Самое главное – оставить после себя хорошую память. Что-то из задумок может не получиться, но я буду стараться поступать именно так, как обещал. Надеюсь (при помощи администрации театра и областного руководства) улучшить условия жизни челябинских артистов, привести их к стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Хочу, чтобы труппа не останавливалась в развитии, видела дальнейшие перспективы и с каждым днем росла и совершенствовалась._ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Юрий Викторович Клевцов
Биографическая справка
Юрий Викторович Клевцов родился в Москве, в 1970г.
Учился в Московском Академическом Хореографическом Училище. Окончил его в 1988г. (педагог А.Прокофьев). В 1992 году окончил Московскую Государственную Академию Хореографии по специальности «Хореография с правом преподавания». В 2008 году окончил Российскую Академию Театральных Искусств. Имеет диплом «Балетмейстер-постановщик». – 1988 год – Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (I премия, Золотая медаль). – 1988 год – Международный конкурс артистов балета в Варне (II премия, Серебряная медаль). С 1988 г. по 2009 г. был премьером Большого театра России. Имел в репертуаре: «Данила» – «Каменный цветок» (хор. Ю.Григорович), Ферхад – «Легенда о любви» (хор. Ю.Григорович), Абдерахман – «Раймонда» (хор. М. Петипа), Спартак – «Спартак» (хор. Ю.Григорович), Базиль – «Дон Кихот» (хор. А.Горский), Петрушка – «Петрушка» (хор. М.Фокин), Щелкунчик – «Щелкунчик» (хор. Ю.Григорович), Конрад – «Корсар» (хор. Ю.Григорович), Раб – «Корсар» (хор. К.Сергеев), Джеймс – «Сильфида» (хор. О.Виноградов, Ромео – «Ромео и Джульетта» (хор. Ю.Григорович, хор. К. Макмиллан), Меркуцио – «Ромео и Джульетта» (хор. Р.Поклитару), Доктор – «Палата № 6» (хор. Р.Поклитару), Солор – «Баядерка» (хор. М. Петипа в ред. Ю. Григоровича, а также ред. Н.Макаровой), Петр – «Светлый ручей» (хор. А. Ратманский), балет «Second Before the Ground» (хор. T. Mcintyre), балет «Мезарикордес» (хор. К.Вилдон), балет «Призрачный бал» (хор. Д.Брянцев), адажио из балета «Лейли и Меджнун» (хор. К.Голейзовский), Ленский – «Евгений Онегин» (хор. Д.Кранко), Колен – «Тщетная предосторожность» (хор. Ф. Аштон), балет «Эмилия» (хор. К.Бальдонеро). За время работы в Большом театре репетировал с такими педагогами и балетмейстерами, как Ю.Григорович, А.Мессерер, А.Петров, Д.Брянцев, М. Семенова, Г.Уланова, М.Кондратьева, Н. Симачев, Р.Карельская, Н.Фадечеев, Е. Максимова, М.Лавровский, Р. Стручкова, Н.Бессмертнова, А. Прокофьев, А.Ратманский, Р. Поклитару. Гастролировал и танцевал с Большим театром во многих странах мира и на всех известных площадках. Как балетмейстер поставил несколько номеров, а также спектакли: «Мертвые души» (театр им. Маяковского), ассистент А.Ратманского балет «Игра в карты», ассистент К.Вилдан балет «Мезарикордес», ассистент А.Фадеечева балет «Гамлет» и «Драма на охоте», поставил «Половецкие пляски», балетные сцены в опере «Кармина Бурана». Имеет многочисленные зарубежные контракты. В 1995-96гг. являлся приглашенным солистом балетной труппы аргентинского театра “Колон”, где исполнял ведущие партии в классическом и современном репертуаре, участвовал в премьере балета “Тщетная предосторожность” (хореография Ф.Аштона). В 2000г. исполнил партию Ферхада на премьере балета “Легенда о любви” в Государственном театре оперы и балета в Стамбуле. Неоднократно участвовал в международном проекте “Звезды ХХI века”, организованном канадскими импресарио Надей Веселовой-Тенсер и Соломоном Тенсером (гала-концерты, представляющие звезд балета со всего мира, проходили в Торонто, Париже, Канне, Нью-Йорке, Токио). До прихода в Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки работал в Ростовском Государственном музыкальном театре в качестве балетмейстера-постановщика.Награды:
В 1988г. завоевал I премию Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве и II премию Международного конкурса артистов балета в Варне. В 1995г. получил звание “Заслуженный артист Российской Федерации”.В 2001г. был награжден орденом Дружбы народов. В ноябре 2008г. присвоено звание “Народный артист Российской Федерации”.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _