П. Чайковский «Жанна д’Арк»
12+

П. Чайковский «Жанна д’Арк»

опера в двух действиях

Премьера состоялась в 2015 г.

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут с одним антрактом

 

ИНТРОДУКЦИЯ

Видение Иоанны, в котором ей открывается будущее ее страны.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

После тяжелой работы девушки присаживаются отдохнуть у ветвистого дуба. Среди них Иоанна.

Звучит их хор («Пока на небе не погас еще последний луч денницы»). Они поют о том, как хорошо собраться у этого заветного дуба, пока не настала ночь – в это время приют преображается и становится страшен: «Из леса лешие приходят, русалки хором здесь поют, и приведенья тихо бродят!»

Входят Тибо и Раймонд, девушки разбегаются по домам. Старик Тибо, отец Иоанны, поглощен мыслями о грядущих бедах Франции, о судьбе своей дочери. Он хотел бы, чтобы у нее был защитник, и думает о Раймонде, желая выдать за него Иоанну. Девушка, однако, противится воле отца. Раймонд, в свою очередь, просит Тибо не принуждать ее к решению. Каждый поет о своих чувствах. В конце концов, Иоанна решительно отвечает отцу, что ей назначена иная судьба и она подвластна воле неба. Тибо резко осуждает дочь. Ему теперь ясно, почему она приходит по ночам к дубу, ведь он твердо знает, что там водится нечистый. За нее вступается Раймонд. Он не верит, что это козни сатаны, и убежден, что Иоанну сюда приводит чудотворный лик пречистой Девы. Их разговор прерывает появление зарева пожара.

Общее смятение. Пожар. Все гибнет. Идут враги! Вбегает толпа народа с пожитками. Среди них седой старец Бертран. Все взывают о помощи, возносят молитву Богу. Бертран рассказывает о том, какие беды постигли Францию, что враги уже в ее центре, что их войска сошлись под Орлеаном. При этом правители Франции бездействуют, к тому же среди них есть предатели. В этот момент вперед выходит Иоанна и вдохновенно и пророчески обращается к толпе: она предсказывает скорую победу над врагами. Она призывает всех вознести молитву творцу и первая начинает: «Царь вышних сил, ты наш покров».

Гимн закончился, все, кроме Иоанны, постепенно расходятся. Иоанна поет свою арию («Простите вы, холмы, поля родные»), к концу которой опускается полный мрак. Иоанна с грустью прощается с родными местами, чувствуя, что сюда более не вернется. Интонации этой исповеди постепенно перерастают в героические мотивы. Они полностью утверждаются в заключение этого действия, после хора ангелов, в страстном монологе Иоанны «Вы, сонмы ангелов небесных».

Картина вторая

Второе действие начинается оркестровым вступлением, в котором рисуется сражение за Орлеан.

Затем мы видим залу во дворце Шинон. Король сидит на возвышении. Рядом с ним Агнеса. Оба задумчивы и грустны. Их окружают придворные. Рядом с королем находится Дюнуа. Жители дворца поют («Бегут года и дни бессменной чередою»). Королю песня придворных кажется слишком грустной, и он призывает цыган, карликов и скоморохов развеселить его и Агнесу Сорель, его возлюбленную, зажигательными плясками. Зал заполняется скоморохами, которые разыгрывают провидческий номер о появлении девы-воительницы.

Король приказывает всем удалиться, но вслед он велит одарить каждого из танцоров золотой цепью. Его урезонивает Дюнуа, говоря, что в королевской казне совсем ничего не осталось, что даже войску заплатить нечем. Король недоумевает: «Но разве нам уж средства не осталось?» Даже Агнеса готова для чести трона пожертвовать всем, что у нее есть. Смелый рыцарь Дюнуа корит короля за его нерешительность в деле защиты Франции и призывает скорее вести войска на защиту Орлеана, иначе, если Орлеан падет, погибнет и вся Франция.

Дверь отворяется и входит раненый и окровавленный Лоре. Успев сказать, что войско короля разбито, он умирает. Король не чувствует в себе сил сопротивляться и намеревается бежать. Дюнуа отказывается служить королю и хочет отправиться в Орлеан и, если понадобится, погибнуть там. Король остается один, пораженный всем случившимся. В изнеможении он садится на трон.

Слышны звуки труб. Хор народа ликованием приветствует спасительницу-деву. Король удивлен: «Что значит трубный звук?» Поспешно входит Дюнуа, и вслед за ним в залу проникают придворные кавалеры и дамы. Он радостно сообщает, что в сражении, которое произошло под Орлеаном, французы одержали победу. Входит архиепископ. Он подтверждает сообщение Дюнуа. Архиепископ рассказывает королю чудесные подробности: сражение было уже проиграно, когда «из глубины густой дубовой рощи» появилась дева («светом неземным ее блистали очи») и призвала французов в бой, выхватив знамя и поведя войско вперед. Король спрашивает, кто она, эта дева? «Пророчицей, посланницей от Бога она зовет себя», – отвечает архиепископ.

Слышен звон колоколов и шум за сценой. Хор вновь славит деву-воительницу. Дюнуа выступает вперед навстречу Иоанне. Король смешивается с толпой придворных.

Иоанна входит в зал. С величием выступает она вперед и осматривает всех, одного за другим. Дюнуа обращается к ней, но Иоанна, демонстрируя свой провидческий дар, говорит ему, что он не на своем месте, и решительно приближается к истинному королю, опознав его в толпе, преклоняет перед ним колено, потом встает и на несколько шагов отступает. Король и сам поражен способностью девушки. Иоанна таинственно пересказывает ему, какие молитвы он возносил Богу этой ночью. Их было три: чтобы Бог на него излил всю чашу наказаний народа; чтобы он лишил его родительского трона. Она готова передать и третью молитву короля, но тот останавливает ее: он признает ее чудодейственную силу, поскольку понимает, что ни один человек не может знать того, что знает она. Все признают, что с нею Всевышний. Архиепископ спрашивает Иоанну, кто она, кто и где ее родители? Звучит рассказ Иоанны: «Святой отец, меня зовут Иоанна». Всех потрясает ее рассказ о том, как к ней явились видения, заставившие ее сменить пастушеский посох на ратный меч. Все глубоко тронуты, многие в слезах. Король вручает Иоанне свой меч и вверяет свое войско. Но Иоанна заявляет, что она знает другой меч – «предъизбранный». Он находится в старинном городе Фьербуа, на кладбище святой Екатерины. Король приказывает доставить этот меч. Архиепископ благословляет Иоанну. Все ликуют.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Англичане еще не ушли с французской земли. Краткое оркестровое вступление рисует бой. Вбегает рыцарь с опущенным забралом, за ним Иоанна. Они вступают в бой, и вскоре выясняется, что воин этот Лионель. Иоанна догадывается, что он не британец. И действительно, он бургундский рыцарь, изменивший отчизне вместе со своим герцогом. Иоанна намеревается убить его. Они вступают в поединок. Иоанна выбивает меч из рук Лионеля. Во время дальнейшей борьбы она срывает с его головы шлем. Свет луны падает на его лицо. Иоанна, пораженная красотой юноши, не в состоянии нанести ему последний удар. Нарушен священный обет – впервые Иоанна пощадила врага. Лионель покорен душевным благородством и красотой Иоанны. Он призывает Иоанну идти за ним, оставить ее погибельный меч. Иоанна впервые в смятении, она чувствует, что недостойна носить его. Их любовный дуэт достигает кульминации, когда они вдруг видят свет факелов. Это приближается отряд Дюнуа. Иоанна призывает Лионеля бежать, но тот остается: «Я твой защитник», – решительно заявляет он. Появляется Дюнуа с отрядом. Лионель хватает лежащий на земле меч и, став на колени, отдает его Дюнуа. Он кается в том, что доселе был изменником, но Бог на правый путь его поставил. Дюнуа принимает раскаявшегося юношу. Он сообщает Иоанне, что ими одержана победа и «Реймс отворил ворота!». Раненая Иоанна в изнеможении падает на руки к Дюнуа. Иоанна, шатаясь, уходит, поддерживаемая Дюнуа и Лионелем.

Картина вторая

Площадь перед кафедральным собором в Реймсе, городе, в котором короновались все короли Франции. Из толпы выходят Тибо и Раймонд. Тибо уверен, что Иоанной овладели силы ада, и сейчас он страстно желает «ее насильно возвратить к отверженному Богу». Раймонд пытается остановить Тибо, но тот полон решимости осуществить свой замысел, и для этого он прибыл в Реймс.

Из церкви выходят король в короне и порфире, а за ним Иоанна, Агнеса, Дюнуа, Лионель, архиепископ и вся остальная процессия. Король представляет народу их спасительницу Иоанну. Народ ликует. Тибо выходит вперед из толпы и становится прямо перед Иоанной. Объятый религиозным фанатизмом, он разоблачает свою дочь. «Ты думаешь, – обращается он к королю, – могущество небес тебя спасло? Ты, государь, обманут! Народ, ты ослеплен, вы спасены искусством адовым!» И на вопрос отца, считает ли она себя святой и чистой, Иоанна молчит и стоит неподвижно: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. Все взоры устремлены на нее. Звучат три удара грома, которые всеми воспринимаются как гнев Господа. В конце концов, король, Агнеса, архиепископ, Дюнуа, Тибо, весь двор и народ убегают. Иоанна остается в том же неподвижном положении. Через некоторое время, когда она уже совсем одна, к ней подходит Лионель. Он предлагает ей свою защиту. Иоанна поднимает голову, узнает его и отступает в ужасе. Она в отчаянии гонит его прочь, считая его своим ненавистным врагом – он погубил ее душу. Иоанна убегает. Лионель следует за нею.

Картина третья

Поле после боя. Иоанна идет, истерзанная сомнениями, что делать дальше? Появляется Лионель. Они заключают в объятия друг друга и долго остаются неподвижны. Звучит их любовный дуэт («О, чудный сладкий сон!»). Но миг безграничной радости краток: Иоанна слышит голоса ангелов. Они утверждают ее греховность и предрекают ей кару на земле в качестве искупления и блаженство на небе. Иоанна вздрагивает и, вырвавшись из объятий Лионеля, прислушивается к ангельскому пению, устремив взор к небу. В этот момент появляется толпа вооруженных английских солдат. Они окружают Лионеля и Иоанну. Лионель пытается защитить Иоанну, но оказывается сраженным. Иоанна устремляется к нему, но он умирает с последними словами: «Прости». Враги уводят Иоанну.

Картина четвертая

Площадь в Руане наполняется народом. Палач готов к казни. Шествует похоронная процессия. Народ теснится. Солдаты его отталкивают. Патер возводит Иоанну на костер, огонь разгорается. Но Иоанна не ощущает боли: ей слышится хор ангелов – она прощена! В страстном порыве со словами: «Открылось небо, кончено страданье!» – она умирает.

 
Information Partners:
СТС-Челябинск Информационно-аналитическое агентство "Урал-пресс-информ" Памятные даты военной истории России
 
Министерство культуры Челябинской области Культура и искусство Южного Урала
 
Нацпроект "Культура"
Портал Культура РФ