Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

Дарья Бадыкова (Демченко): у меня был «дуэт не по плану»

ноября 21 2022

Ведущая балерина Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки рассказала о ежедневном расписании балерин, внештатных ситуациях и о том, как оставаться женщиной в любой ситуации.

Ведущая артистка балета, лауреат международного фестиваля-конкурса, а также обладатель премии Законодательного собрания Челябинской области в сфере культуры и искусства и премии «Золотая лира» – Дарья Бадыкова (Демченко) успевает совмещать успешную карьеру и материнство, уделять время себе и не обращать внимания на пустые разговоры.

В челябинский театр артистка попала весьма спонтанно. До этого она с отличием окончила Пермское государственное ордена «Знак Почета» хореографическое училище. В 2011 году окончила Московскую государственную академию хореографии по специальности «Педагог-балетмейстер». С 2005 стала солисткой балета театра имени М. И. Глинки. А с 2010 года – исполнитель ведущих партий балета. За это время балерина успела побывать на гастролях во многих странах – Китае, Франции, Бельгии, Швейцарии, Франции, Италия и многих других.

– Расскажите о том, как вы стали артисткой балета? Вообще, почему переехали в Челябинск?

– В общеобразовательную школу пришли педагоги из Алматинского хореографического училища имени А. В. Селезнева, которые отбирали детей для поступления. Я прошла этот конкурс и поступила. Затем я продолжила обучение в Перми. После выпуска директор училища рассказала о приглашениях от театров из разных городов. Мой выбор пал на Челябинск, поскольку в театр имени Глинки часто уезжали выпускники из Пермского училища.

Сразу после принятия в челябинскую труппу я отправилась на гастроли в Америку. Для меня это было знакомым событием, так что с выбором театра не ошиблась. Здесь я прошла все стадии: от артистки кордебалета до ведущей балерины. Было сложно, сегодня ты танцуешь в массовой сцене, а уже завтра надо перестроиться на роль первого или второго плана. К этому добавляются ежедневные репетиции. Сейчас Челябинск называю своим родным городом, а в театре я провела уже 17 сезонов.

– Как проходит день балерины?

– У нас ненормированный график. Начинаем репетировать с 11 часов, но ты можешь провести в театре весь день и вечер. Выйти тоже не можешь, перерыв полчаса, смысла нет. Но у ведущих артистов бывает перерыв на несколько часов до своей сольной репетиции, а если еще и нет вечернего спектакля, то просто радуешься таким дням! Я не могу строить планы. Например, договариваюсь с друзьями о встрече, но в любую минуту расписание могут поменять. Так что близкие уже давно понимают специфику моей работы. На выходных пытаешься по максимуму сделать все накопившиеся дела.

– Наверно, случается эмоциональное выгорание с таким режимом…

– Да. Бывает отработаешь спектакль, выложиться на полную и понимаешь, что завтра уже надо репетировать новую партию… Настраиваешься на что-то хорошее, пытаешься замотивировать себя. Говорят, что балетное искусство это так красиво и легко. Нет! Это очень трудно, ноги в кровь, пот, вечно больная спина…

– В череде тренировок сложно уделять время на себя? Как не потерять в себе женщину с таким плотным рабочим графиком?

– Считаю, что это зависит не от профессии, а от отношения человека к самому себе. Мы, балерины, обычные женщины: ходим и к косметологам, и на маникюр и к другим специалистам, даже к ортопедам и травматологам. Но в свободную минуту, конечно, в первую очередь думаешь о себе, семье, ребенке.

– Смогли бы отказаться от карьеры в пользу материнства и наоборот?

– У меня «балетный» муж, и поэтому мы друг друга в этом плане понимаем. Свободное время мы уделяем ребенку. Но вот недавно был спектакль, и сын спрашивал папу, когда я вернусь. В итоге, когда я пришла домой, ребенок уже лег спать. Я знаю, что некоторые артисты отказываются становиться родителями и выбирают профессию. Но я считаю, что артистам балета можно совмещать и семью и карьеру.

– Правда, что лучше заниматься вечером, когда мышцы уже разогреты?

– Это миф. Каждое утро у нас проходят занятия в балетном классе, где мы разогреваем свое тело, тренируем и подготавливаем мышцы на весь рабочий день. А вечером уже спектакль, в котором нужно выложиться по полной программе.

– Что на ваш взгляд не следует делать артистам балета?

– Я, например, люблю кататься на коньках, постоянно выходила в детстве на лед, а став артисткой балета, позволить себе этого не могу. Нам не рекомендуют заниматься чем-то травмоопасным. Тело не застраховано ни от ничего. Потом есть риск не прийти в форму. Могу сказать, что эти запреты не мешают жить. Наоборот я ценю свою профессию и понимаю, что далеко не каждый может стать балериной.

– С какими стереотипами сталкиваются балетные танцоры?

– Знаете, их много про наше искусство. Например, говорят, что балерины – это ангелы, которые не едят, не пьют, не курят и никуда не ходят. На самом деле балерины едят все: просто кто-то меньше, а  кто-то больше. Каждая отталкивается от своей формы. Еще есть миф о вечной конкуренции и вражде. Я за добрую конкуренцию, ведь, если она есть, значит, есть к чему стремиться. Нет конкуренции – стоишь на месте, опускаешь собственную планку. Ходят слухи, что балерины – девушки легкого поведения. Это неправда. Мы – люди искусства.

– Кстати, про интриги… Как во всем этом сконцентрироваться на собственном  творчестве?

– Если о тебе говорят, то значит, ты чего-то стоишь. Так в любой профессии: кто-то что-то услышал, рассказал другому и понеслось. Я стараюсь не обращать внимания на пустые разговоры и думать о своих профессиональных задачах.

– Какие внештатные ситуации случались во время выступления?

– Видела, как человек прямо на сцене получал травму и не смог танцевать дальше. Конечно, сразу была замена. Бывало, что штанкеты падали на сцену. Это очень опасно. В нашем театре к счастью такого не было. В моей практике случался «дуэт не по плану». Накануне спектакля партнер заболел, и пришлось выходить на сцену с другим исполнителем этой партии. Было волнительно, но все прошло успешно. А еще был другой случай. Партнер зацепился пуговицей от своего костюма за мое платье. Нам нельзя было останавливаться, и мы начали импровизировать, пока не «отцепились» друг от друга. Конечно, многие зрители этого и не заметили. Но, когда в зале сидят педагоги, то такие моменты видят сразу и после спектакля интересуются, что произошло.

– Что для вас культура и искусство Южного Урала?

– Для меня культура – это способ самовыражения, который позволяет раскрыть свою душу с помощью творческих способностей и наработанных навыков. Мне кажется, я внесла большой вклад в искусство Южного Урала и буду дальше продолжать это делать, радуя наших зрителей.

Автор: Ангелина Шляпина,
Фото Андрея Голубева

Ссылка на материал: https://cultureural.ru/articles/458 

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.chelopera.ru/events/2022/11/21/darya-badykova-demchenko-u-menya-byl-duet-ne-po-pl/