Министерство культуры Челябинской области
Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М. И. Глинки

«Смертельный номер» в опере

января 20 2012

18 марта сцена Челябинского оперного театра превратится в цирковую арену. Танцовщики будут крутить сальто и взмывать под самый купол, а точнее колосники, а вокалисты танцевать танго и чарльстон. На такие трудности труппа согласилась ради «Принцессы цирка» — знаменитой оперетты Имре ...

18 марта сцена Челябинского оперного театра превратится в цирковую арену. Танцовщики будут крутить сальто и взмывать под самый купол, а точнее колосники, а вокалисты танцевать танго и чарльстон. На такие трудности труппа согласилась ради «Принцессы цирка» — знаменитой оперетты Имре Кальмана, в российском варианте известной также под названием «Мистер Икс».

«ДА, А ШУТ, Я ЦИРКАЧ…»

Режиссер-постановщик Александр Исаков сразу поставил условие: хотите красочный спектакль? — Будем делать цирковые и кабаретные номера, производить синтез между опереттой, цирком, кабаре, осваивать современные темпо-ритмы. Так что работы в театре добавилось в разы: нужно и труппу подготовить, и специальное оборудование прикупить.

— Игорь! Уточните про аппаратуру для гимнастов, — куда-то вверх кричит режиссер. Заслоняясь от света софитов, пытаюсь разглядеть, что там, наверху.

— Для гимнастов?! — переспрашиваю с удивлением.

— Ну да, гимнасты делают номер с ремнями. Эти ремни должны намертво закрепляться на штанкетах…

— И кто это будет исполнять? Наши артисты?

— Конечно. Правда, в спектакле участвует несколько цирковых артистов, но основная нагрузка лежит на вашей труппе.

— И как они справляются? Они же этого никогда не делали!

— Балетные артисты молодцы, уже на второй репетиции они делали такое, чего я и представить не мог, что они на это пойдут. Причем выполняли на хорошем профессиональном уровне.

— Вы имеете в виду цирковом?

— Именно. Там сложнейшие поддержки, ребята выступают как силовые акробаты, есть клоунский номер, наверху девочка-солистка с обручами работает просто замечательно. Я в восторге от готовности коллектива осваивать эту совершенно новую для них стихию и пробовать то, чего никогда не делали.

ЛЕГКИЙ ЖАНР

Александр Исаков вот уже несколько лет возглавляет театр музкомедии в Санкт-Петербурге, поставил не один спектакль, но будущий «Мистер Икс» будет для него премьерой, впрочем, как и работа на челябинской сцене.

Это только на первый взгляд кажется, что оперетта — легкий жанр. В оперетте надо петь как в опере и как в мюзикле, двигаться как в балете, а играть как в драме. Оперетта Кальмана «Принцесса цирка» способна украсить репертуар любого театра. Это одно из лучших произведений знаменитого венгра.

— Вообще, это только на первый взгляд кажется, что оперетта — легкий жанр. Я как раз не считаю, что опера сложнее, — заявляет постановщик. — В оперетте надо петь как в опере и как в мюзикле, двигаться как в балете, а играть как в драме. И очень много. Сейчас этому практически нигде не учат. Да, учат оперному пению, например, в консерватории, но меньше внимания уделяют пластике, актерскому мастерству. В театральной академии, наоборот, упор делают на изучение актерского мастерства, а вокалом занимаются мало, а здесь синтез искусств. Поскольку мы оперетту ставим в оперном театре, а не в театре музкомедии, здесь музыки будет намного больше. Мне кажется, что в данном случае выгоднее идти через вокал, через пластику, поэтому здесь занят, естественно, и хор, и балет, и миманс, и артисты цирка, не говоря уже о солистах и оркестре.

— Я правильно поняла, что партитура Кальмана подверглась корректировке?

— В некотором роде. Есть вставные номера: ну один традиционный — дуэт Каролины и Пеликана из «Голландочки» Кальмана, номер достаточно известный, мне кажется, что без него уже не может быть спектакля. Вообще у Кальмана написан только первый и второй акт, а в третьем прописаны исключительно разговорные сцены. Поэтому мы решили восполнить.

КЛАССИКА В СОВРЕМЕННЫХ РИТМАХ

Репетиция закончилась, и мы с Александром Борисовичем перемещаемся в зал.

— Сейчас очень модно осовременивать действие…

— Нет, мы не будем играть в современных костюмах, не будем выходить с мобильными телефонами и переносить действие в сегодняшний день. Ведь важно совсем другое — это взаимоотношения между людьми, которые были и тогда, и остаются сегодня. Мы ставим спектакль про чувства, про страсть и ненависть, про предательство и про любовь. С другой стороны, поскольку мы ставим сегодня, а не тогда, когда это было написано, то предлагаем наше сегодняшнее видение. Поэтому чуть-чуть изменены ритмические структуры, может, какие-то гармонические элементы, но все сделано аккуратно и тактично по отношению к композитору. Есть какие-то традиционные вещи, поскольку музыка диктует свое, но изменения существуют. Например, во втором акте будет номер в кабаре на очень известную тему Кальмана, которая переведена в чарльстон, другая прозвучит в ритмах танго, ну и так далее. Номера специально аранжированы Юрием Козловым, но музыка вся Кальмана.

В российском варианте она имеет также второе название «Мистер Икс». Именно под таким именем поставить опереточный шедевр на челябинской сцене взялась питерская команда — главный режиссер Санкт-Петербургского театра музкомедии Александр Исаков и балетмейстер Михайловского театра Мария Большакова.

Декорации тоже будут не совсем традиционны. От имитации цирковой арены решили отказаться.

— Это слишком статично, — считает режиссер. Вместо этого решили соорудить мобильную конструкцию, которая будет быстро трансформироваться прямо на сцене. Параллельно заказали в спецпошив цирковые костюмы. Так что сейчас работа в театре кипит, ее результат зрители увидят уже совсем скоро — 18 марта.

Виктория ОЛИФЕРЧУК, Вечерний Челябинск

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.chelopera.ru/events/2012/01/20/smertelnyj-nomer-v-opere/