Версия для слабовидящих
News

«Не стоит переписывать шедевры»

Артисты Челябинского балета продолжают подготовку к открытию 56 – го театрального сезона. Вслед за Андреем Николаевичем Куделиным, работавшим с труппой в августе месяце, в нашем театре побывала Заслуженная артистка РФ, педагог-репетитор Тамара Владимировна Косова. Эта обаятельная женщина и высококлассный специалист ...

Артисты Челябинского балета продолжают подготовку к открытию 56 – го театрального сезона. Вслед за Андреем Николаевичем Куделиным, работавшим с труппой в августе месяце, в нашем театре побывала Заслуженная артистка РФ, педагог-репетитор Тамара Владимировна Косова.

Эта обаятельная женщина и высококлассный специалист ответила на наши вопросы, а также поделилась уникальными сведениями об открытии первого сезона в Челябинском оперном театре в 1956 году.

- Энтузиазм был необычайный! – вспоминает Тамара Владимировна, – в Челябинск прибыли три выпуска Ленинградского хореографического училища. Были заняты не только во всех балетах, но и в операх (в кордебалете). Каждый спектакль проходил с аншлагом, приходилось ставить дополнительный ряд! Только сейчас удивляешься: как у нас хватало сил? Весили 38-40 кг, талия – 44 см, зарплата – маленькая, порой, не хватало даже на картошку… Но Челябинские зрители с такой искренностью принимали нас: артистов любили, уважали, ими восхищались! В ту пору театр был настоящим храмом искусства, каждый житель города стремился попасть сюда!

Как складывалась ваша творческая жизнь?

После Ленинградского хореографического училища я была распределена в Кировский театр. Но работу предстояло начать только с января месяца, поэтому и отправилась в Челябинск. Через год Вахтанг Михайлович Чебукиани пригласил меня в Тбилиси в театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили, где в течение 7 лет я исполняла ведущие балетные партии: Зарема «Бахчисарайский фонтан», Царица Ирема – «Горда», Жизель – «Жизель», Эмилия – «Отелло», Фея Сирени – «Спящая красавица», Уличная Танцовщица – «Дон Кихот» и др.

В 1964 году, не поставив в известность руководителей театра, я отправилась на конкурс в Большой театр, где прошла отбор из 13 претенденток. И, конечно же, была уволена – с необычной формулировкой: за самовольный выезд из Тбилисского театра! В течение 8 месяцев работала в Большом театре, но не получала заработной платы, так как не было постоянной московской прописки. Здесь и увидел меня Олег Михайлович Виноградов – Народный артист СССР, выдающийся хореограф, сценарист и постановщик замечательных балетов, опер и оперетт. Он пригласил меня в Новосибирский театр оперы и балета, где я проработала до 1971 года и расширила свой сольный и ведущий репертуар в три раза. Кстати, именно здесь я получила звание Заслуженной артистки РФ. Затем в течение 8 лет была работа в Баку, где в месяц (!) танцевала по 7-10 спектаклей и параллельно давала 5 концертов. За время своей артистической и педагогической деятельности я побывала с гастролями в 18 странах мира. А с 1979 по 1988 год меня пригласили работать педагогом в Казахское государственное хореографическое училище.

На первый взгляд, кажется, что вам все дается чрезвычайно легко…

Но за этим стоит ежедневный тяжелый труд с самого раннего возраста! Танцевала я с 6 лет, с 1948 года – начала учиться в Вагановском хореографическом училище. Мой график строился следующим образом: утром – 2 часа занятия плаванием, затем – общеобразовательные предметы, музыка, балетные репетиции 3-4 часа и – вновь вечернее плавание! Порой, пообедать сил не оставалось! 6 стаканов компота – все, что я была способна выпить и съесть!

У меня никогда не было каникул и отпусков. Работала ежедневно, часами оттачивала малейшие нюансы техники, выполняла указания педагогов, мнением которых дорожила! Однажды, на первых гастролях в Магнитогорске, после выступления, состоялась беседа с сотрудниками металлургического завода. Они недоумевали – почему артистка балета выходит на пенсию через 20 лет начала деятельности, так же, как и металлурги с «горячим стажем». Однако, после посещения репетиции, вынуждены были признать – профессия балерины – тяжелый, ежедневный, изнурительный труд, сравнимый с работой на производстве!

Сейчас вы работаете в качестве педагога-репетитора с артистами нашего театра, расскажите о вашем методе преподавания.

Я работаю педагогом-репетитором после окончания ГИТИСа (кстати, с красным дипломом – прим. авт.). У меня – немало воспитанников, среди них – особенная гордость – народная артистка РФ Галина Чайка. В Челябинск меня также пригласил мой ученик – заведующий балетной труппой Александр Костин.

А методика достаточно проста – я категорически против обучения по пленке, видеозаписям! Упорный труд, уважение и доверие к педагогу, скрупулезное воспроизведение мельчайших нюансов авторской лексики. Отмечу сразу, что не каждый способен пройти подобные испытания, но из тех танцовщиков, кто остался на моих уроках, обязательно будет толк!

Хочу отметить, я очень рада, что в ваш город руководство театра приглашает высокопрофессиональных и уважаемых людей. И полностью поддерживаю точку зрения Юрия Петровича Бурлака, который на данный момент тесно сотрудничает с Челябинским театром оперы и балета: не нужно переписывать шедевры, сохраним классическое искусство в его великолепном, первозданном виде!

С Тамарой Владимировной Косовой беседовала начальник отдела по связям с общественностью Челябинского Государственного академического театра оперы и балета им. М.И.Глинки Наталья Городецкая

 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!